• Борис ГРЕБЕНЩИКОВ — бессменный лидер группы «Аквариум», которая вобрала в себя лучшее, что было и есть в музыке с 70-х годов по наше время.

Удивительно, но даже теперь, спустя 46 лет с момента основания, «Аквариум» не воспринимается как ретро — бэнд. Группа по-прежнему радует своих слушателей новыми альбомами, ничуть не уступающими шедеврам прежних лет. Только за последние три года у «Аквариума» вышло более десяти музыкальных релизов (синглы, переиздания, концертные записи и др.). Среди них особого внимания заслуживают сольная пластинка БГ «Время №», мини-альбом «Двери травы» и сингл «Пегги Поршень».

У каждого «аквариумиста» своя неповторимая история знакомства с творчеством группы. Я отлично помню, как в десять лет из любопытства взял у друга альбом «Навигатор» и после нескольких минут прослушивания испытал настоящий «культурный шок». Целый мир на пленке! Сочетание тонкой иронии с искренним глубоким переживанием за происходящее в стране, изысканной поэзии с непривычно эпатажной формой подачи. И хотя с тех пор прошло 20 лет, «Аквариум» по-прежнему остается моей самой любимой группой. И я испытываю тот же трепет и радостное предвкушение, когда ставлю на проигрыватель ее новую пластинку.

Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью с Борисом Борисовичем, взятое в конце июля 2018 года.

RW: Борис Борисович, «Аквариум» регулярно радует поклонников новыми релизами, изданиями редких вещей. И все же остается ряд песен, которые по тем или иным причинам не увидели свет: «Зеленая звезда», «Я читал, что ты умер», Tempora mutantur, «Это мой дом», «Посвящение Шару» и другие. Планируете ли их обнародовать в дальнейшем? И когда нам ждать обещанной книги о коктейлях?

– Не волнуйтесь, мы про эти песни помним, и они не канут в Лету: с некоторыми из них мы и сейчас работаем.  Мы их обнародуем, когда придёт время. А про книги: сейчас я одновременно занимаюсь новым изданием текстов песен Аквариума, новым переводом классической «Бхагавад Гиты», книгой о священных местах Индии, занимательными историями о пиратах и «Книгой Алкоголя» (обзор выдающихся баров и коктейлей мира входит именно в неё).  Поэтому когда окончатся мои литературные труды, сказать сложно. Но «обзор баров и коктейлей» в самом первом приближении я скоро надеюсь выставить у нас в ФБ и на сайте Аквариума, чтобы все люди могли это читать и комментировать.

RW: В альбом «Время N», по вашим словам не попало более 10 песен, в том числе прекрасные «Ослепительное слово» и «Бог Зимогоров»? Будет ли в обозримом будущем новый альбом?

–Я очень на это надеюсь. Я бы хотел услышать позитивный альбом «Аквариума». Это произойдёт, как только он сложится, как цельная сущность, симфония, а не просто набор песен.

RW: Удивляют ли вас еще в хорошем смысле рок-ветераны, выпускающие до сих пор новые альбомы: Stones, Дилан, Маккартни и др.

– Очень редко. Уважение мое к классикам велико; но более старые их песни я слушаю с несравненно большим удовольствием. Ветеран — не лучшее, что можно сказать о творце музыки.

RW: Какие книги вас заинтересовали в последнее время? Дочитали ли последний роман о Фандорине? Если да, то, какие впечатления он вызвал?

– Не хочу его дочитывать. Фандорин не может умереть. А стиль Акунина как всегда безупречен.  А из остального — не торопясь, потихоньку, по главе дочитываю не читанные мною поздние книги «Мэри Поппинз», Чарлза де Линта и Уильяма Берроуза; «Историю Русской Музыки». Из профессионального интереса периодически возвращаюсь к мемуарам Тони Висконти, Дэрека Тэйлора, Ника Мэйсона, Джо Бойда, Глина Джонса и Кита Ричардса — у мастеров всегда научиться чему-нибудь интересному, что можно применить к сегодняшней жизни. Из новых имён читаю всех, кто попадается; например, сейчас — Мо Яня и Джеффа Нуна. Жду продолжения «Whispering Swarm» Майкла Муркока и второй том неожиданно увлекательной истории Битлз Марка Льюисона.

RW: В последнее время с большим успехом проходят выставки ваших картин. Расскажите, как и при каких обстоятельствах, вы заинтересовались этой деятельностью? Какие еще выставки нас ожидают?

– Я занялся живописью в 70х, ещё до того, как написал первые хорошие песни; и потихоньку продолжаю до сих пор. Просто теперь мои картины стали поразительно востребованы: отсюда и выставки. И я иногда замечаю, что действительно люблю писать маслом по холсту. Ближайшие выставки ожидаются в Нью-Йорке и Самаре.

фото: Светлана Карлова
фото: Светлана Карлова

RW: Вы в свое время достаточно жестко выступили о фильме «Лето», который Кирилл Серебренников стал снимать до того, как попал под домашний арест по делу «Седьмой студии». Ваше мнение о фильме не изменилось?

Мне совсем не понравился первоначальный вариант сценария; судя по всему со временем в нем что-то изменилось. Теперь я все-таки увидел фильм (увы, только частично), и, на мой взгляд, он сделан качественно, чутко и с явной симпатией. Однако мнения своего высказывать не стану: не имею права.

RW: Борис Борисович, слушая ваш замечательный альбом «Время N» ловлю себя на мысли, что он сейчас очень созвучен с моим мрачным настроением. И никак не получается прийти к той чистоте и ясности, которая звучит в финальной песне «Крестовый поход птиц». Как все-таки прийти к этому свету или путь тут у каждого свой?

– Путь вообще у каждого свой. Во всем. А прийти к свету — всегда вопрос того, что свет — в глубине сердца каждого человека; хочешь ли ты измениться, чтобы открыть этот свет в себе?  И поделиться им с людьми? Чистота и ясность — изначально присущее нам качество.

RW: Как у вас хватило сил в юности следовать выбранному пути рок-музыканта. Ведь эта деятельность в Советском союзе фактически предполагала отказ от карьеры, материальных благ, а в некоторых случаях и вовсе была опасной?

– Для этого не нужно было никаких особенных сил, и я ничего не выбирал: я просто делал, то, что любил. Поступать иначе было невозможно, все остальное было заплесневелым и поддельным.

фото: Светлана Карлова
фото: Светлана Карлова

RW: Вы как-то говорили, что в ближайшее время должна появиться новая пластинка с песнями Джорджа Гуницкого. Какая её судьба?

– Мы действительно составили сборник лучших песен Джорджа в исполнении Аквариума. Он оригинально называется «Аквариум. Песни Джорджа» и будет издан небольшим тиражом на виниле. В него войдет около 14 – ти песен; есть две новые редакции известных песен и одна, написанная специально для этого альбома. Сейчас мы изыскиваем возможность его издать.

RW: Возможно ли возвращение нашей страны к полному Советскому Союзу с его изоляцией, железным занавесом и прочими радостями? Реально ли это, на ваш взгляд?

Я не Нострадамус, и таланта видеть будущее у меня, по счастью, нет. Однако что бы ни происходило с каждым человеком, происходит для того, чтобы развить в нем какие-то силы, способности, таланты. Поэтому Бог с ними; происходящее сейчас я рассматриваю, как возможность научиться чему-то новому и попробовать все-таки улыбаться  людям, которых я встречаю.

RW: Следите ли творчеством ваших российских коллег? Что-нибудь понравилось в последнее время?

 Слушаю много всего, но выделять кого-то одного — проявить неуважение к другим. Каждый творец заслуживает внимания.

RW: На ваших альбомах нередко записываются легенды зарубежной  музыки? С кем бы из титанов рока вы бы хотели записаться в будущем?

Это произойдет, если того потребует  конкретная песня. Важно — не кто играет, а делает ли это песню ближе к её истинной форме. И иногда случается чудо и человек, на музыке которого я рос, помогает мне сделать песню лучше. Но, честно говоря, в вашем вопросе меня немного смущает старинное советское слово «зарубежный». Неужели вы всерьёз считаете, что есть какой-то «рубеж»? Напомню вам, что рок-музыка всегда рушила всяческие заборы, стены и рубежи между людьми, объединяла, а не разделяла их.   Нет рубежей. Земля очень маленькая и вся наша.

RW: Знаю, что во время записи альбома Radio Silence в 1988 году вы познакомились с Джорджем Харрисоном. Какое впечатление на вас произвёл экс-битл? Слушаете ли вы его записи до сих пор?

 – Слово «экс-битл» звучит на мой взгляд неприятно и даже уничижительно. Джордж для меня — не «экс-кто-то», а один из самых значительных музыкантов 20го века. К тому же для большинства из нас именно он открыл музыку и философию Индии, за что вполне заслуживает титул «полубога». И он — единственный из всех легендарных музыкантов, которых мне выпало встретить в жизни (включая сэра Пола), именно такое впечатление и производил: полубога, существа иного уровня. Казалось, что он обожжен огнём звёзд, настолько далеких, что мы о них никогда даже не узнаем — при этом он оставался совершенным джентльменом, учтивым и предупредительным, всегда готовым к интересным излишествам,  любителем красоты, с сардоническим чувством юмора и не терпящим глупости.  Слушать его песни всегда редкая радость. В них особенная магия.

фото: Светлана Карлова
фото: Светлана Карлова

RW: В «Аэростате» до сих пор не было передач о замечательных певицах Сэнди Денни и Джоан Баэз. Планируете ли рассказать о них слушателям? Как в целом к ним относитесь?

Нежно люблю обеих. Аэростат про Сэнди был 1 февраля 2009; про Джоан может быть в будущем.


Главный редактор: Евгений Федоров
Автор:  Фарид Дибаев


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube