группа «Диктатура сердца», интервью с Алексеем Слайвером
группа «Диктатура сердца», Алексей Слайвер

Корреспондент Rockweek пообщался с гитаристом и вокалистом петербургско-волгоградской группы Лёхой Слайвером о новом альбоме, духе саморазрушения, об отношении к танкам на рок-фестивалях, «лихих 90-х», интересностях о новом альбоме и планах на будущее.

Новый альбом «Время жечь мосты» — первый, как вы его охарактеризовали, цельнометаллический релиз — этот вектор группа сохранит и в дальнейшем?

Да, конечно! Всё это делалось совершенно осознанно, не как разовый эксперимент, а как начало нового этапа и как новое «лицо» нашей группы. Этот альбом стал для нас второй точкой отсчёта, теперь мы чётко понимаем, в каком направлении хотим двигаться дальше.

А каким был первый этап?

Вообще я хотел играть такую музыку ещё даже до основания «Диктатуры сердца». Но, к сожалению, когда группа собралась 20 лет назад, уровень нашего композиторского и исполнительского мастерства был столь «велик и могуч», что любой музыкальный стиль в нашем исполнении волшебным образом начинал напоминать самые «честные» проявления советского гаражного панк-рока. Тогда всё происходило абсолютно стихийно: мы плыли по течению, делали то, что получалось, и просто весело и угарно проводили время, вызывая нервный тик у местных музыкальных эстетов. Но когда ты 10 лет подряд лупишь эту оголтело-маргинальную панкуху, которая идет в комплекте с соответствующим образом жизни, и слишком серьёзно воспринимаешь деструктивные телеги некоторых культовых персонажей «сибирской волны», то это очень сильно затягивает и буквально становится твоим способом существования, причём, довольно опасным для физического и психического здоровья. В некий момент у меня просто сработал инстинкт выживания, и я успел очень вовремя дёрнуть стоп-кран…

Потом нам потребовалось несколько лет, несколько смен состава и серьёзнейшая работа над собой, чтобы начать новый этап. Работа над альбомом «Время жечь мосты» помогла нам выскочить из этого «бермудского треугольника» панковских аккордовых последовательностей, полностью переосмыслить подход к написанию песен и подтянуть исполнительский уровень. Мы делали всё последовательно, не спеша. Для каждой песни мы искали оптимальный темп, экспериментировали со структурой, добивались ощущения, когда уже, что называется, «ни убавить, ни прибавить». В итоге, я могу, положа руку на сердце, сказать, что мы сделали альбом, которым полностью довольны, и о котором мы даже не могли помыслить ещё несколько лет назад!

В ваших новых песнях боевой бунтарский дух сочетается с антивоенными и декадентскими настроениями, причём все они звучат достаточно убедительно. Но всё же какой из треков наиболее отражает нынешнее душевное состояние проекта?

Заглавная песня «Время жечь мосты», собственно, и задумывалась как некий новый манифест «Диктатуры сердца», который наглядно демонстрирует формой, содержанием и настроением всё то, что сейчас происходит с нашей группой. А в целом, я считаю, что каждая песня находится на своём месте и является частью цельной картины, добавляя какие-то свои цвета и оттенки. Изначально мы написали больше песен, чем планировалось поместить на этот релиз, а затем избавились от тех вещей, которые, на наш взгляд, не вписывались в трек-лист и могли тормозить динамику альбома.
Если же говорить о текстах, то в некоторых песнях мы действительно показываем взгляд с разных ракурсов на одни и те же вещи, и сделано это абсолютно умышленно.

Не кажется ли вам, что романтизация прожигания жизни, мотивы которой есть и у вас творчестве, отчасти привела к ситуации, которую мы наблюдаем в стране: пока светлые созидательные силы упорно прожигают, отрицательные персонажи ваших песен укрепляют людоедскую власть?

Мне кажется, в любой творческой среде всегда витал этот дух саморазрушения: вспомните, например, поэтов Серебряного века и других русских и зарубежных классиков, почитайте воспоминания их современников, — они там такое вытворяли, что и Моррисон с Кобейном могли бы злобно позавидовать! Так что рок-н-ролльщики были далеко не первыми по этой части. Видимо, это связано с тем, что творческая работа связана с перманентным стрессом и дикой самоотдачей, что и приводит многих к подобному образу жизни и к его романтизации в творчестве. А обвинять музыкантов в том, что они кого-то «учат плохому», я считаю, глупо — у каждого должна быть своя голова на плечах! Если какой-то человек может после прослушивания, допустим, песни «Гуляй, Мужик!» группы «Сектор Газа», пойти и пропить зарплату, то такого человека нужно срочно лечить электричеством, а то вдруг он потом ещё какой-нибудь фильм ужасов посмотрит и на что-нибудь вдохновится, по тихой грусти!

группа ДИКТАТУРА СЕРДЦА, рецензия на альбом «Время жечь мосты»

Не буду спорить, и у нас всегда были и будут в дальнейшем некоторые провокационные вещи. Как-то сам по себе у нас сложился отдельный блок таких песен, некий «алко-цикл», который добавляет в нашу, чего уж там, мрачноватую атмосферу немного позитива и самоиронии, помогает сбить излишний пафос. «Алкогольный Драйв», например, — это очень старая песня, идея которой была в том, чтобы сочинить псевдопафосный и совершенно идиотский антигимн, где бухло выступает в роли главной и единственной «духовной скрепы» нашей многострадальной Родины. Странно, что некоторые не замечают гротеска и стёба, который там прёт со всех щелей, — видимо, людей сбивает с толку то, что это всё поётся на очень серьёзных щах! А есть, например, довольно зловещая песня «До Дна», посвященная мрачной алкогольной безнадёге российских провинциальных городов. Эта песня, как раз, идёт в противовес и показывает тот самый взгляд с другого ракурса: «Сизый полумрак кромешных дней. В голове сквозняк — ещё налей!» — не очень-то романтично, по-моему!  К слову сказать, лично я уже почти 8 лет не пью ничего, крепче кваса, и в нынешнем составе «Диктатуры сердца» алкоголики и запойные пьяницы отсутствуют как класс, чему немало удивляются организаторы и те, кто нас «вписывает» на гастролях.

Вы стали бы выступать на известном рок-фестивале с танками и призывными пунктами?

Нет. Честно говоря, на том фестивале, о котором идёт речь, если я правильно понимаю, мы при любых раскладах не стали бы выступать. Впрочем, я уверен, что нас туда и не позовут никогда, так что, и обсуждать тут нечего. А по поводу призывных пунктов, у меня такая позиция: наверное, все согласятся, что если на какой-нибудь суперсовременный и высокотехнологичный завод набрать не спецов, а 18-летних балбесов всех мастей, то это вряд ли будет самое успешное и конкурентоспособное предприятие в мире! Поэтому я считаю, что и в армии, и в других сферах, особенно стратегических, должны трудиться только профессионалы.

Почему всё-таки «Диктатура сердца», а не, к примеру, мозга?

Потому что, если бы была «диктатура мозга», то я бы уже давно ходил на какую-нибудь нормальную, человечью работу, а не отдавал бы всю свою жизнь музыке, которая сейчас, по большому счёту, интересна только очень узкому кругу ценителей.

Кстати, возможно, когда-нибудь мы сделаем сайд-проект, который будет называться, например, «Диктатура Бахуса», где будем реализовывать какие-то юмористические песни в пост-фольклорном ключе, и вообще материал, который по разным причинам не вписывается в нынешний концепт «Диктатуры сердца».

Многие музыканты хотят быть похожими на героев рока 90-х, но получается далеко не у всех. Как вам удаётся передать стиль не в ущерб своей индивидуальности

Если речь о молодых людях, родившихся в 2000-х, то я охотно верю, что у них не получается и никогда не получится передать тот стиль и тот дух, ведь они не жили в то время. Если такие группы действительно есть, то я даже не очень понимаю, зачем им это нужно! Проще понять, зачем некоторые олды из 90-х пытаются примерять на себя все эти новые молодёжные тренды, — ну, вот дико хочется некоторым быть востребованными среди молодых и продвинутых, а выглядит это, чаще всего, так, будто взрослый мужик отчаянно пытается напялить на себя детский подгузник! Мы такой хернёй никогда не занимались и заниматься не планируем, заявляю со всей ответственностью! Так сказать, «бумеру — бумерово, а зумеру — зумерово!»

группа ДИКТАТУРА СЕРДЦА, рецензия на альбом «Время жечь мосты»

Понимаете, любой человек несёт в своём сердце время своей юности, проносит дух этого времени через всю свою жизнь. Кто-то легко адаптируется и приспосабливается к новым временам, а кто-то до конца жизни остаётся принципиальным чужаком. Так вот, 90-е были временем, когда мы росли, начинали слушать рок-н-ролл, формировали свои музыкальные вкусы и отношение к жизни. В 90-х были наши первые сыгранные ноты, первые поцелуи с девочками, первые тусы и вписки, первые рок-концерты — сейчас их называют непонятным для меня словом «гиги», а на тогдашнем сленге это были «сейшенА». Тогда и в помине не было никаких соцсетей, и о том, что в каком-нибудь ДК состоится концерт местных команд, мы узнавали либо на тусовке, либо из какой-нибудь криво распечатанной афиши на столбе. И на эти сейшена мы ломились как на праздник, несмотря на то, что в Волгограде такие мероприятия проходили в довольно мрачных отдалённых районах и, чаще всего, заканчивались лютыми побоищами с гопотой! Жизнь в то время очень сильно отличалась от того, что происходит сейчас! Неважно, что там было лучше, что было хуже, — мы дети именно того времени, и, разумеется, на нашу музыку оно наложило некий отпечаток! И нашей индивидуальности это никак не может повредить, потому что, это и есть огромная и важнейшая часть нашей индивидуальности.

В композициях с «Время жечь мосты» заметно много отсылок к классике русского трэша, рока и панка. Были ли у вас мысли записать трибьют-релиз и кому?

Таких мыслей у нас всегда очень много, и мы время от времени делаем каверы на песни наших друзей или любимых исполнителей. Полноценный релиз такого рода у нас был только один – EP под названием «Песни Чёрного Анархиста. A Salute to Монгол Шуудан». Валерий Евгеньевич Скородед, кстати, не очень-то жалует само понятие «трибьют», т.к. в его понимании это звучит «как по покойнику». И мы, уважая его позицию, подчёркиваем, что сей релиз – ни в коем случае не «tribute», а именно «salute» из всех орудий, по случаю 30-летия этой давно любимой нами, выдающейся анархо-рок банды!

Будем ли мы ещё делать что-то подобное — сказать трудно, по крайней мере, в наших планах на обозримое будущее точно нет никакого полноформатного кавер-альбома.  Я, кстати, давно обратил внимание на такой любопытный факт в отечественной рок-движухе в целом: люди хорошо принимают каверы на концертах, но зачастую, совершенно неадекватно реагируют, если кто-то выпускает студийный релиз, состоящий из каверов, особенно, если это песни каких-нибудь культовых исполнителей. Причём если кавер сделан близко к оригиналу, то будут возмущаться в духе: «да это калька галимая, даже своего ничего не добавили, лишь бы прославиться за чужой счёт!», — а если аранжировка и исполнение отличаются от авторской версии, то станут вопить: «Да как они посмели так изуродовать Наше Всё!» Уровень исполнения и качество записи тут совершенно не важны, — крупнокалиберный обстрел из реактивного говномёта гарантирован в любом случае!  Вот поэтому мы не записываем каверы на тех, кого у нас считают «священными коровами».

В записи альбома приняли участиеьименитые музыканты: Олег Черепах («АЗЪ»), Лёха Медведев (Infornal FuckЪ), Евгений Титов («АУ», «Титя и пилоты»). Все ли остались довольны результатом?

Насколько я знаю, да! На самом деле, мы все хорошо общаемся, приятельствуем и помогаем друг другу в разных проектах, так что, всё происходило в весёлой и расслабленной обстановке. С Олегом Черепахом я играю на барабанах в новом составе его группы «АЗЪ», и однажды он очень удачно зашёл ко мне с басом, когда я записывал черновик песни «На пороге». В итоге Олег подключился к процессу и за пару часов он придумал и записал несколько вариантов басовых партий, из которых мне оставалось только выбрать наиболее подходящие. А его басовое соло в конце песни было абсолютной импровизацией, записанной с первого дубля. Потом сделали ещё «Алкогольный Драйв», где Черепах записал не только бас, но и несколько «хоровых» голосов в припеве, а ещё несколько голосов добавил мой старый друг и соратник Антон Поликарпов из волгоградской метал группы Nastoiatel.

Идея сочинить что-то совместное с Лёхой Медведевым из Infornal FuckЪ возникла ещё в 2017 году, когда мы с ним записывали саундтрек для некоего трэш-комедийного фильма «Однажды в Питере» — кажется, он так и не вышел. И вот однажды Лёха предложил мне текст «Триггер», от которого я слегка охренел! Признаться честно, от Лёхи Медведева я ожидал чего угодно — каких-нибудь упоротых викингов-трансвеститов, или орков-хипстеров, сношающихся с инопланетными гусями-зомби, но уж точно не такого злющего апокалиптического манифеста! Большую часть риффов к этой песне я сочинил за один день, потом мы с Лёхой собрались и вместе доработали некоторые нюансы, слегка подредактировали стихотворный размер припева, чтобы он лучше вписывался в ритм. Все вокальные партии прописали за одну смену, совершенно не напрягаясь, с шутками-прибаутками. Кстати, «Триггер» — единственная песня в этом альбоме, к которой сначала был написан текст, а потом уже музыка.

группа ДИКТАТУРА СЕРДЦА, рецензия на альбом «Время жечь мосты»

Ну, а с Евгением Титовым, он же Титя, я поигрывал то на гитаре, то на барабанах в группе «Аццкие Ускорители», где часть репертуара составляли песни ныне покойного Андрея «Свина» Панова. Песня «Выруби сук» мне как-то сразу запала в душу, и возникла мысль её записать с «Диктатурой сердца». Поскольку Титя исполнял эту песню ещё в оригинальном составе «АУ» в 80-е годы, то с моей стороны было бы просто грехом не пригласить его поучаствовать в этом безобразии в качестве басиста, дабы продемонстрировать в этом треке некую «связь времён и поколений» отечественного андеграунда. Титя любезно принял предложение, что мы, конечно, расцениваем как большую честь для нашей команды.

Кстати, как изменился состав группы после переезда из Волгограда?

Состав изменился наполовину. Из бывшего волгоградского состава остались я и наш барабанщик Виталий Басенков, который пришёл в группу ещё в конце 2013 года. В 2017 я перебрался в Питер, а чуть позже переехал и Виталий.  В том же 2017 году я познакомился с гитаристом Алексеем Черемных — он тогда играл в группе «Эффект свободы», в которую я пришёл на вакансию барабанщика. Алексей согласился помочь нам отыграть два или три концерта, которые тогда у нас маячили на горизонте, и в итоге, прижился и остался в составе «Диктатуры». С басистом нам долго не везло, и около двух лет подряд приходилось использовать на концертах басовый плейбэк. В 2019 году появился басист Дмитрий Лаврентьев, и экипаж нашего бронепоезда был полностью укомплектован. Этим составом мы и записали альбом «Время жечь мосты».

Ближайшие планы на будущее: концерты, фесты, мерч, коллаборации?

В ноябре планируем сделать большой концерт, посвящённый 20-летию нашей банды, со спецгостями, трэшем, угаром, блэкджеком и всем остальным. Сыграем там наш новый альбом, ну и по старым вещам немного пробежимся. Постараемся к этому концерту сделать какой-то специальный мерч, ну и CD с последними двумя альбомами будут обязательно. Ещё осенью собираемся нагрянуть в Великий Новгород, куда нас давно уже зовут наши друзья, новгородская группа «Шторм». Они там раз в месяц делают свой «Шторм-Фест», и говорят, что это мероприятие всегда проходит просто бомбически!

По другим концертам сейчас ничего определённого не могу сказать, — сами понимаете, со всей этой ковидоистерией невозможно что-то планировать. Но заявки, конечно, будем подавать на все метал-фесты, и с удовольствием сыграем везде, куда позовут! Мы никогда не хотели быть «группой под домашним арестом», и считаем, что гастроли — это обязательный компонент рок-н-ролльного образа жизни!

Ещё, сейчас мы активно участвуем в съёмках документального фильма об отечественном рок- и метал-андеграунде. Фильм снимает молодой питерский режиссёр Тарлан Халилов и его команда, и подход у них весьма дотошный и профессиональный. Это будет не какая-то кустарно сляпанная документалка, а большой полноформатный фильм с красивой картинкой и профессиональным монтажом. Кроме «Диктатуры сердца», в фильме участвует ещё много музыкантов из Питера, Москвы и не только. Все имена раскрывать не буду, но большинство из них вам хорошо известны. Насколько я знаю, фильм планируется к выходу в начале следующего года.

По поводу коллабораций с другими исполнителями — да, любим мы это дело, и планируем. Недавно, например, с Серёгой Сорокиным из группы «Гробовая доска» обсуждали планы сделать что-то совместное. Есть и другие задумки, но не хочу заранее ничего обещать.

Идей у нас сейчас у нас огромное количество, и есть уже некоторые заготовки для будущих новых песен. Всё только начинается! Бронепоезд набирает ход!


Текст – Роман Кадулин
Редактор – Софья Александрова


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube