Distimia — он же Артур Бахтеев, брейккор-музыкант, композитор и диджей, автор множества проектов электронно-роковой направленности.

Визитной карточкой Distimia стали меланхоличные клавишные и тяжёлые гитарные партии на фоне, как он выражается, «фарша из барабанов». Несмотря на то, что музыка у Distimia электронная, тяжёсть её звучания порадует и бывалых металлистов.

Треки Distimia завирусились в Интернете ещё с 2010-х, они звучат в качестве саундтреков к роликам на YouTube, оказываются в пиратских сборниках брейккора в одном ряду с западными мэтрами, такими как Igorrr, Rotator, Bong Ra, Passenger of Shit. На счету Артура большое количество выступлений с легендами рока и электроники в разных городах России. В середине июля он выпустил новый EP — Surgit, а в конце августа планирует выступить в Петербурге на масштабном рейве Polygon. Об этом и многом другом Distimia пообщался с журналистом Rockweek Романом Кадулиным.

группа DISTIMIA, интервью для rockweek

Почему, будучи рок-музыкантом, ты вдруг заинтересовался таким диковинным направлением электронной музыки, как брейккор?

Я был не то чтобы рок-музыкантом, просто так сложилось, что рок и электроника одновременно стали звучать из моего потрёпанного кассетника. Электроника начала звучать больше в тот момент, когда у меня появился первый ПК и бесконечная возможность что-то в нём делать. Впоследствии именно это и привело к экспериментам со звуком. Гитары же добавили в звучание того самого рока. Честно говоря, я и не думал, что пишу брейккор, IDM и т.п. Ну а чуть раньше у меня были брейкбит и джангл.

Но до Distimia ты же успел поиграть в рок-группах, где был чуть более традиционный саунд?

Это опять же были собственные проекты с упором на rapcore- и industrial-звучание. Традиционный саунд, как мне кажется, сейчас получается у меня в рамках Wicked Nails. Там упор на рок-музыку, но тоже не без электроники. Название взято из проекта, который у меня не получился в молодости, это были 2001–2002 годы. Оно отлично подошло к новому звучанию. У меня появились разные приглашенные музыканты и возможность исполнить мечту тех времён. В 2002–2005 была «DиSтимиЯ» — именно так тогда я писал это название.

На кого ты и твои музыканты ориентировались в начале пути? 

Изначально мы слушали всё: сборники с нашими альтернативными, гранж-, рок-, хип-хоп-командами, где были I.F.K., «Спирали» и их коллеги. Из зарубежных — Linkin Park, Staind, Killswitch Engage, Slipknot.

Когда появилась «DиSтимиЯ», где уже был заправленный гитарами и криками брэйкбит с джанглом, прибавились Dirty Moleculas, C-File, Eskimos and Egypt, Pitchshifter и многие другие.

группа DISTIMIA, интервью для rockweek

В этих проектах, как и сейчас, ты был главным автором и композитором?

Да, основную работу делал я. Меня очень увлекло желание сочинять, записывать и быть услышанным.

Можно сказать, «Дистимия» в разных ипостасях с тобой всю твою творческую жизнь. А что это слово значит?

Слово Distimia 17-летний я вычитал в большом толковом словаре иностранных слов, когда мне не хотелось спать. С латыни — это «расстройство», если коротко. Думаю, оно отображает мою музыку.

То есть у тебя это слово ассоциировалось с трансляцией через музыку подростковых переживаний, что зачастую и становится первопричиной рок-н-роллов?

Вполне может быть, рок-н-ролл уже тогда бурлил в голове. Да и потом тоже. Наверное, сейчас он уже стал более сдержанным и плавным, но всё ещё не упускает шанса раскрыться в полной мере. Впрочем, всему своё время.

Почему в итоге ты перешёл к сольному, ещё и электронному формату? Одно дело, когда ты, лидер группы, стоишь на первом плане с гитарой или микрофоном, всё внимание на тебя, другое — по грудь за стойкой с аппаратурой, в глубине сцены, в приглушённом свете. Как молодому музыканту не обидно было, что все лавры достаются «рок-фронтменам», а именем диджея, электронщика на вечеринке могут даже не поинтересоваться?

На тот момент такое в голову не приходило. А играть в 2007 на мероприятиях с электроникой музыку, наполненную рок-роллом, было очень круто! На самом деле многие ребята из тех, кто ходили и ходят на такие мероприятия, любят звук потяжелее.

К сольному формату подтолкнуло то, что я не мог найти соответствующих музыкантов. Я не видел других вариантов, кроме как самому начать пилить треки. Поэтому я прибрёл ноутбук. Как это будет выглядеть на сцене, поначалу я себе и не представлял.

группа DISTIMIA, интервью для rockweek

То есть ты рассматривал формат сольного электронщика как достижение независимости от других музыкантов, условно, прогуливающих репетиции, опаздывающих на концерты, не вовремя напивающихся и т.д.?

Скорее не независимость, а возможность адаптироваться к новым условиям, чтобы продолжить создавать треки, воплотить нереализованные идеи. Я всегда был открыт к совместным работам с другими музыкантами, но такой формат как-то не прижился.

Тем не менее были времена, когда ты выступал совместно с гитаристом в рамках уже электронного Distimia.

 С гитаристом выступал, и семплером-клавишником, в другом проекте — с диджеем и барабанщиком.

А ещё гитары таскал на собственные лайв-сеты.

Одной рукой запускал ноут, другой играл гитаре? Это была импровизация?

Да, что-то запускал, включал процессор, паралелльно шумел, играл партии, переключался на ноут с всевозможными эффекторами и прочими интересными штуками. Изначально импровизировал, позже стал набрасывать какие-то штрихи перед мероприятиями. Упор был именно на рок-ролльность и металличество.

В каком из многочисленных городов, где ты жил, ты впервые вышел на сцену с Distimia? Нашёл ли ты там свою публику, и как много пришлось выступать перед недоумевающими левыми людьми? Как принимали местные клубы, отказывали ли из-за «неформата»?

На тот момент уже складывались соответствующие тусовки. Моё первое, можно сказать, официальное выступление состоялось в Самаре, где я успел пожить и поиграть музыку на драм-н-бэйс, хардкор, брэйккор мероприятиях. Был определённый подъём в этих жанрах, он распространился по многим городам и уже некая культура сформировалась. Все друг друга знали, это было круто.

В Казани больше играл на драм-н-бэйс мероприятиях, изредка — на разогревах перед рок- концертами или уже после концертов. В моём родном Оренбурге была прекрасная возможность выступить с ребятами в формате группы на рок-событии.

группа DISTIMIA, интервью для rockweek

С кем из рокеров довелось поиграть на одной сцене?

«Психея», Jane Air. На разных фестивалях, к примеру, «ОГНИ», где выступали Tequilajazzz, «Кирпичи» и многие другие известные коллективы — там вообще была и рок-сцена, и сцена с электроникой.

Расскажи о творческих методах Distimia. Слушая некоторые композиции, можно подумать, будто сначала записываются живые инструменты, а потом миксуются в диджейском таком формате — это примерно так? 

В основном это всё приходит в голову в виде идеи, потом либо гитара, либо клавиши. Барабанов, к сожалению, нет, хотя не помешали бы. Гитары семплируются, а мелодии накручиваются, превращаются из скажем так пианино в какой-то лид или пэд. Там всё идет, что под руку попадается.

Помню, когда только начинал, вместо гитарных струн натягивал леску, нитки — всё это через эффектор и эквалайзер звучало достаточно сильно, но порою не совсем понятно.

Трек с леской попал в какой-то релиз? его можно послушать?

Нет, это прям было на заре всего этого, даже жёсткий диск, где оно хранилось, не выжил. Думаю, если сейчас этот эксперимент повторить, может что-то интересное получиться. С тех времён остались только записи на кассетах и болванках, которые я раздавал ребятам.

В общем, в основе твоих композиций преимущественно живая музыка и эксперименты с ней? Ты мультиинструменталист или приходится приглашать сессионщиков для записи?

В основе идеи, но не в звучании. Если ты любитель гитарной музыки, шумных барабанов, это отразится на твоём творчестве независимо от подачи. Я играю на гитаре, люблю пройтись по клавишам, потому что это основа мелодики и широкий спектр для передачи эмоции и настроения. Сессионщики у меня в перспективе.

Новый EP Distimia — Surgit — это принципиально твоё будущее звучание или ты так видишь конкретно эти композиции? Как мне кажется, твоей визитной карточкой стали яркие клавиши и гитары, а здесь они более абстрактны, будто в дымке.

Я не могу предугадать: что напишу завтра или годом позже. Я просто беру и делаю, а что получается, то получается. Я не сажусь с мыслью, что сейчас буду писать брэйккор с упором — панк-рок или метал. Всё как-то само собой выходит.

Surgit такой, каким должен быть, а дальше будет уже что-то новое. Это полностью переигранные демки 2007–2009 годов. От них здесь мелодия и наброски с брейками, которые были переосмыслены, переиграны, но идея и настрой сохранились.

Каким станет будущий альбом и попадут ли туда эти треки, не знаешь тоже?

Честно, не знаю. Там я снова вернусь к прошлым исходникам и добавлю свой нынешний взгляд на звучание.

Поначалу мне хотелось включить треки с Surgit в полноформатник, но так как сейчас я снова в деле и пишу почти каждый день, могут появиться полностью новые треки. Так что время покажет.

группа DISTIMIA, интервью для rockweek

Думаю, как бы то ни было, в Distimia ты сразу нашёл формулу звука на грани андеграунда и танцевального мейнстрима. Прежде всего, я имею в виду, треки с «лирическими» клавишами. Могу тебя представить в лайн-апе «Пиратской станции», но твоего имени там до сих пор не было. Ты принципиально держишь дистанцию от подобных мероприятий и остаёшься в андеграунде? 

Формат Distimia далёк от того, что играет на «Пиратской станции». Я при всём желании не могу этого представить. Думаю, моё творчество с 2007-го по 2010-й могло звучать только на мероприятиях с аналогичной музыкой. Нынешнее уже можно поиграть и на хардкор- и джангл-вечеринках.

В какой-то момент я полез обратно в рок, что, как мне показалось позже, уже не совсем вписывалось в общий концепт. Теперь снова всё вернулось на свои места.

Я встречал твои треки в плейлистах ВК даже у людей, абсолютно неискушённых IDM-ом, они были озаглавлены в стиле «ЖОСКИЙ ДРАМ С ПИАНИНО», без названия проекта. Эти персонажи регулярно посещали «Пиратку», что было видно по постам и фото на их страницах.

Это смешная история. На самом деле трек называется All That I Could Have. Он гуляет по ВК под названием «ЖЁСТКИЙ ДРАМ&ТЕХНО», причём техно в этой композиции не пахнет, как и драмом — там же полный фарш из барабанов. Трек до сих пор облетает просторы Интернета с неправильным названием. Забавно это наблюдать.

группа DISTIMIA, интервью для rockweek

В защиту «Пиратки» нужно сказать, что туда привозили Evol Intent, Pendulum и других легенд, но типовых её посетителей явно интересовала мода на определённый образ жизни, а не такие мелочи, как имена артистов и названия треков.

Имена эти, конечно, значимые. Но ничего не могу сказать о самом фестивале, я не был ни на одном мероприятии «Радио Рекорд». У меня сложилась другая история.

В 2010-х твои треки не только завирусились в Сети, но и были изданы неким пиратом-добродетелем на сборнике The Best DJ’S Breakcore наряду с такими передовиками, как Igorrr, Rotator, Bong Ra, Passenger of Shit. И я даже не думал, что кто-то из этого состава вдруг окажется моим земляком. Этот MP3 я приобрёл в сетевом магазине, где основными клиентами были слушатели святой троицы: Михайлов, Ваенга, Лепс. Много людей вышли на твоё творчество благодаря этому диску?

История, связанная с диском, вообще стала для меня этакой неожиданностью, причём я узнал об этом от тебя. Не могу точно знать, сколько таких людей, но, как мы уже выяснили, ты вышел именно так.

группа DISTIMIA, интервью для rockweek

Возможно, ещё после упоминания диска в интервью объявятся, а то и автора компиляции найдём.

Я с удовольствием узнал бы у него, как туда попали мои треки.

У тебя хорошо получается эпичная музыка, которая может быть саундтреком к играм, фильмам, спектаклям — был ли подобный опыт? Хотел бы ты написать музыку специально для поэта, декламирующего свои стихи?

Спасибо! Был опыт с записью к рекламным видео, написанием битов для всевозможных музыкантов, что-то пилил для альтернативной рок-группы.

Конечно, что-нибудь написал бы и в предложенном тобой формате. Возможно, даже было что-то подобное, всего не упомнить. Мне это очень интересно, с радостью приму участие.

Знакомые вот рассказывали, что слышали мои треки в какой-то рекламе, в передачах про музыку и игры.

Релизы Distimia можно ждать по 3–4 года, лайвы тоже. В это время ты занимаешься другими проектами или выпадаешь из музыкального процесса?

Ты прав, начиная с 2018–2019 годов так и случилось. Но я не жалуюсь. Творчество тогда начало искать себя и меня. В такие моменты я стараюсь делать хоть что-то: писать видео с процессом создания трека, писать гитары, играть на семплере и клавишах, сохраняю и раскладываю это по папкам. Из процесса я однозначно не выпадаю, предпочитаю делать хоть что-то, чем не делать ничего.

Сколько у тебя сейчас проектов, помимо Distimia, ждать ли от них релизов, концертов? У тебя есть желание собрать их все на одном фесте?

Пять, из них четыре мои авторские, а в пятом я приглашённый музыкант и содействую в записи треков. Релизы, безусловно, будут, как и выступления. Насчёт феста не думал, не вижу смысла объединять всё это в один большой концерт, а вот сделать сборник своих проектов и выкатить на своём же лейбле Wicked Area — это да.

группа DISTIMIA, интервью для rockweek

Лейбл Wicked Area предназначен только для издания твоей музыки или чужие проекты тоже могут оказаться под его крылом? Проводятся ли мероприятия под эгидой лейбла?

На нём много других артистов выходило, сборники и несколько мероприятии было, а впоследствии всё перекочевало и в моё Wicked Mass Show на Leproradio, где я освещал различные релизы, новости и приглашал артистов. Там были Neocube, Satan, Tony Deus, Floyd The Barber, Gangstereo и многие другие. Упор делал на брейкбит, но звучали и рок, и биг-бит, и джангл. Сейчас готовятся новые релизы, а, возможно, выйдет и новый подкаст.

В роке доминирует социальный посыл. Электронику же наоборот преподносят как молчаливую революцию, когда надоели лозунги, а людям хочется отключить голову и просто потанцевать. В твоей музыке, которая постоянно балансирует на грани, ты выделяешь какой-либо месседж?

В первую очередь мне важно передать эмоции, состояние души, а уже потом разбираться, какие это эмоции и что их спровоцировало.  Вдохновение может прийти от чего угодно: от любви к близким, личных переживаний, каких-либо событий и т.д. Музыка, как и любое другое искусство, исходит от личности, человека. EP Surgit именно об этом.

Фильм «11 шумных лет», посвящённый всем этапам творчества Distima, — твоя инициатива или кто-то из друзей, поклонников надоумил? Насколько сложно было всё собрать?

Идея моя, за эти годы много материала было снято, сыграно. Примерно полтора года эта идея не двигалась с места. А потом уже и со стороны предложили воскресить, как раз когда у меня произошёл творческий подъём.

Собирать материал я начал ещё в 2017 году. Записывал, как я хотел бы это видеть, отбирал треки, фото, видео, попутно освещая этот процесс, и уже потом реализовывал технически с помощью видеоредакторов, графических программ, с которыми у меня уже был хороший опыт. Сейчас можно начать работу над продолжением.

Ты так увлечённо занимаешься архивированием и раскладыванием по полочкам всего связанного с Distimia?

Верно, это позволяет всё держать под рукой, я очень дорожу воспоминаниями об этих событиях и этим материалом.

Раз уж у нас столичный портал, предлагаю анонсировать ближайшие столичные гастроли.

В Москве в ближайшее время ничего не будет. Зато 19 августа в Петербурге пройдёт междужанровый рейв Polygon, где можно будет услышать Distimia и вообще огромное количество диджеев, музыкантов со всей страны. Формат будет от техно, драм-н-бейса, и до хардкора и брейккора. Думаю, это будет мощное мероприятие.


Текст – Роман Кадулин
Редактор – Софья Александрова


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube