Этим летом эксцентричный дарквейв-проект OTTO DIX и скандальный стёб-рэп коллектив POR.NORAP шокировали своих фэнов и российских меломанов в целом, выпустив совместный трек «Благо» а также видео к нему.
Рецензию на клип RockWeek публиковали ранее, а теперь мы решили поговорить с главными героями коллаборации: фронтменом OTTO DIX Михаэлем Драу и участниками POR.NORAP — вокалистом Павлом Павлючуком (он же — Пох) и продюсером Алексом Каразиным.
Концепция клипа «Благо» перекликается с текстом песни, по сюжету которой некая светлая и тёмная высшие силы (в клипе это ангел-хранитель и демон) ведут диалог о настоящем и будущем человечества. По мнению тёмной сущности с голосом Поха, люди своим поведением заслужили быть стёртыми с лица Земли. Однако светлой стороне в лице Михаэля Драу есть, что возразить, и его персонаж становится на защиту человечества.
Сегодня мы попытаемся выяснить, как родилась эта безумная идея и чего нам ожидать от OTTO DIX и POR.NORAP в будущем.
Знали ли вы что—то друг о друге в середине «нулевых», когда POR.NORAP маршировали по Сети с хитом «Аты—баты», а OTTO DIX внезапно показали на канале ТНТ в программе «Необъяснимо, но факт»?
Пох: Я не знал о творчестве группы Otto Dix в «нулевых». Узнал не так давно. Но меня очень тронули некоторые песни. Прям тронули.
Михаэль Драу: Да. С группой POR.NORAP меня познакомил мой тогдашний коллега Сергей «Слип». Это был, конечно же, клип «Аты-баты».
Я так понимаю, тогда вы и не предполагали, что однажды можете посотрудничать?
М.Д.: Даже мыслей не было!
И как же через столько лет могло начаться ваше сотрудничество: кто кому написал, кто с кем познакомился?
М.Д.: Я увидел объявление о поиске менеджера от POR.NORAP в одной группе ВК. Ребята искали, кто бы им организовал концерт. Я сначала думал, зачем навязываться. А потом взял да и навязался. С некоторых пор я сам организую себе туры. Так что да, умею, могу, практикую.
Концерт не организовал, но получилось гораздо интереснее. Идею коллаба предложил продюсер POR.NORAP Алекс Каразин.
Пох: Меня и Алекса, очень заинтересовал этот проект. Ну и заинтересовал солист: мне кажется, этот человек сгорает на сцене, а потом снова воскресает!
На мой взгляд, трек и клип «Благо» звучит и выглядит так, будто вы всегда были одной группой. Насколько трудными были поиски этого стиля?
Алекс Каразин: Не было трудно. Просто, если смешать синий и желтый, получается зелёный. Если соединить стилистику мелоса Otto Dix и электронную энергетику POR.NORAP, получается «Благо». Придумывать ничего не пришлось.
Кого—то ещё из представителей дарквейва прослушивали, прежде чем создать аранжировку? Или это получилось исключительно под впечатлением от знакомства с OTTO DIX?
А.К.: Я скорей наоборот старался отключиться от каких-либо референсов. Хотелось сделать что-то творческое, некоммерческое. Что-то, что подчеркивало бы сильные стороны обеих команд.
Пох: Просто это показалось крутой идеей, вот и всё. У музыкантов многое делается без какого-либо расчёта, на эмоциях.
Не всегда сотрудничая с кем-то, ты чувствуешь драйв. Тут этот драйв есть, поэтому сотрудничество доставляет удовольствие. Очень важен хороший человеческий контакт. Ну и профессионализм тоже важен.
Я так понимаю, музыка POR.NORAP всегда тяготела к мрачной электронике, нежели к хип—хопу в классическом смысле?
А.К.: Хип хоп — не наша тема вообще. Ну просто ничего общего. Мрачная электроника нам нравится, но мы любим и весёлый олдскул. Человеку свойственна смена настроения, трудно быть всегда мрачным или только весёлым. Мы это и в творчество несём.
То есть речитатив под электронную музыку для проекта — средство самовыражения? Лавры рэперов вас никогда не интересовали, что и подчёркнуто в названии POR. NORAP?
А.К.: Именно. Но хороший, качевый рэп — это тоже круто.
Павел, слушаете ли вы кого—то из представителей готической сцены? Какую вообще музыку любите?
Пох: Я люблю джаз, Джорджа Майкла, люблю весь евроденс, хаус, техно и эстетику киберпанка. Готическая музыка прекрасна, но для меня она мрачновата, хотя Otto Dix понравились своим мелодизмом. Если есть хорошая мелодия, то аранжировать ее можно в разных стилях, но мелодия все равно останется. Это очень важно!
Сейчас всё меньше уделяют внимание мелодии, а всё больше занимаются техническим продакшеном, а ведь мелодия — это фундамент всего, особенно в музыке с вокалом. Когда мы слушаем хиты 60-х или 70-х, там отвратительный продакшн, однако мы любим их за прекрасные мелодии. Через 20–30 лет появятся новые технические возможности, и вся современная музяка уйдёт в утиль. Будут вспоминать только ту музыку, в которой есть душа и смысл, а продакшн станет смешным.
Михаэль, слушаете ли вы хип—хоп, рэп или вообще электронику с речитативом?
М.Д.: Речитатив никак не связан с хип-хоп культурой, скорее, хип-хоп культура связана с речитативом. И, конечно же, я знал, что такое рэп, но именно с речитативной техникой я познакомился благодаря проекту Das Ich.
О Das Ich я тоже подумал, когда услышал «Благо». Будучи вашими знакомыми, они как—то прокомментировали этот релиз?
М.Д.: Они, скорее всего, его не слушали, ибо мы обитаем в разных вселенных. Знаете поговорку: первые в мире, вторые в Сибири.
Михаэль, Павел, как вы решили, кому из вас быть ангелом, а кому дьяволом? Насколько вам близки эти роли?
М.Д.: Я кибер-ангелом был ещё в 2012 году. Так что для меня образ органичнее некуда. И отлично подошёл по концепции.
Пох.: Мне всегда демон достаётся! (смех)
Хотелось бы теперь поменяться персонажами ради эксперимента?
М.Д.: Я легко и демона изображу, это для меня тоже органично. А вот насчёт Поха не уверен.
Пох.: Миша — превосходный артист, он может сыграть кого угодно. Я могу ещё изобразить мужа на час!
Как родилась концепция трека «Благо»? Почему выбрали тему противостояния между ангелом и демоном — на грани Апокалипсиса? Были ли ещё варианты?
М.Д.: Изначально я предложил совершенно другую концепцию: историю про двух маньяков — московского с битой и питерского с ножовкой, борющихся за одну и ту же жертву.
Алекс предложил другую идею. Мне она показалась чрезмерно эпичной и сложной, но ребята сами всё организовали и сработали как нельзя лучше.
Легко ли было сочинять текст для своего персонажа? Пришлось ли как—то совместно потом подгонять партии или всё получилось само собой?
М.Д.: Когда у меня нет музыки, я всегда пишу текст, который при необходимости легко можно изменить — добавить или убрать слова, заменить фразы, чтобы ритмика лучше ложилась на музыку. Так и вышло. Немного обработали напильником — и вуаля.
Пох.: Само собой получилось
Видео получилось мистическим, с библейскими аллюзиями. Происходило ли что—то мистическое в процессе съёмок?
М.Д.: Не могу такого припомнить. Но, если честно, я всё время спал. Просыпался для своих дублей. Это так совпало, поскольку обычно я свои клипы снимал по ночам, а тут получалось в основном с утра. Я веду ночной образ жизни, и утро для меня — это как поздняя ночь для нормального человека.
Мне было в принципе легко сниматься на натуре (это знаменитое «марсианское поле» под Питером) — мы начали очень поздно, чтобы успеть приготовиться и застать самые ранние часы. По свету так надо было.
Пох: Видео получилось мистическим и с оттенком фэнтези, я бы так сказал.
Михаэль, ваши музыканты в этот раз не приняли участия в создании трека, не обидно ли им?
М.Д.: Миша Младший отнёсся с пониманием. С другой стороны, парочку риффов сыграть можно было бы.
Павел, а ваш коллега Разорви Импало как отнёсся к тому, что в записи он не будет участвовать в записи трека?
Пох: Так он участвовал. Просто он любит экспериментировать и записал всё очень высоким голосом, а человеческое ухо не воспринимает частоты свыше 20 килогерц. Вы просто его не слышите.
Вы были готовы к тому, что многие фэны OTTO DIX и POR.NORAP могут воспринять вашу коллаборацию в штыки?
М.Д.: Да, и это тоже было одним из стимулов. Провоцировать я люблю!
Пох: Был готов, но большинству понравилось.
Михаэль, у вас уже есть идея следующего безумного и неожиданного эксперимента на фоне выхода клипа «Благо»?
М.Д.: Я всё ещё хочу осуществить идею с маньяками.
Тоже совместно с POR.NORAP?
М.Д.: Да. Но это, скажем так, в туманной перспективе.
Как вам идея создать отдельный совместный проект, препарирующий человеческие пороки? Я даже гипотетическое название придумал в духе времени: PORNO.DIX
М.Д.: Ха, звучит ужасно!
Пох: Идея прикольная, но требует проработки. Название — огонь!
Ну, мы уже почти выяснили, что ваши проекты объединила тяга к провокациям и прекрасному.
М.Д.: Одно дело — провокация, а другое дело — очень спорное фриковство. Я не отношусь к фрик-культуре.
Стало ли больше позитивных отзывов о вашей совместной работе, после того как вы начали исполнять «Благо» вживую?
М.Д.: Мы не начали исполнять, мы один раз исполнили — в качестве подарка публике. А исполнять эту песню вживую регулярно — сложно, так как мы территориально не пересекаемся.
Ради этой премьеры вы устроили совместный концерт?
М.Д.: По сути — да
Удалось ли OTTO DIX привлечь внимание слушателей POR.NORAP к своему творчеству в целом, и наоборот?
М.Д.: Внимания слушателей в принципе нам всегда хватало, но подписчиков действительно стало больше.
Пох.: Не знаю.
Какие впечатления от совместного выступления? Что было так, что не так? Испытала ли публика катарсис?
Пох: Впечатления отличные. Во время съёмок клипа мы вместе проделали огромную работу, но при этом нам было очень весело и интересно. Съёмки шли 4 или 5 дней, а казалось, что прошло очень много времени. Так что совместный концерт по ощущениям был похож на встречу со старыми друзьями.
Были ли совместные репетиции перед шоу?
М.Д.: Репетиции не было, так как мы не могли заранее встретиться. И поэтому, конечно же, не обошлось без косяков. Но, как говорится, «кто ж вам считает?»
Михаэль, каково было оказаться на сцене в роли фронтмена не одному?
М.Д.: На сцене в роли не единственного фронтмена я оказывался раза четыре, если ничего не путаю: с Олегом из ныне почившей (или поставленной на паузу, к моему сожалению) группы GEVAL, со Штефаном Аккерманом из Das Ich, с группой Seelenzorn и с Микки Чиксом из Stoneman.
Если подвести итоги вашего сотрудничества, всё прошло более—менее гладко, все участники довольны результатом коллаборации и получили от неё всё, что хотели? Эксперимент можно считать удавшимся?
Пох: Не просто гладко, а отлично!
М.Д.: Да, всё очень даже отлично прошло.
Какие ближайшие планы у OTTO DIX? Услышим ли мы «Благо» на новом альбоме? Какова вероятность, что в треке всё—таки появятся гитарные риффы?
М.Д.: Это исключительно побочный продукт для обоих коллективов, сингл. На альбоме его не будет.
К слову, Otto Dix работает над новым альбомом, и мы запустили краудфандинг.
Чего ждать поклонникам от нового альбома Otto Dix?
М.Д.: Можно ждать всего, как обычно: вам придётся гуглить, будут высокие ноты, хоть и не везде, немного романтики, — а в целом альбом весьма злющий. После прослушивания вы рискуете стать мизантропами. А если вы уже мизантроп, то этот альбом надолго поселится в вашем плейлисте.
А теперь о планах POR.NORAP. Может быть, вы собираетесь удивить нас новыми коллаборациями?
Пох.: Сейчас у нас готовится новый сингл, есть планы по поводу нового клипа. и может быть, мы удивим вас новыми коллаборациями.
О чём сингл, на какую песню клип, с кем коллаборация? Или вы специально не раскрываете подробности?
Пох.: Ну конечно, это же должно быть сюрпризом!
Интервьюер – Роман Кадулин
Редактор – Софья Александрова