Интервью с Дмитрием Тепловым, победителем YouTube-шоу Guitar Battle

 «На баттле ты можешь играть хоть ногами, хоть руками, хоть головой!»

 

Дмитрий Теплов – победитель девятого выпуска российского YouTube-шоу Guitar Battle, «адский гитарист» группы «Таймсквер» и начинающий композитор.

Вместе с Дмитрием мы выяснили, что такое российский гитарный «баттл», как гитаристы «продвигают» своё творчество, и может ли музыканту присниться произведение.

Интервью с Дмитрием Тепловым, победителем YouTube-шоу Guitar Battle

RW: Гитарный баттл. Как возникло такое явление в мире музыки? И существует ли нечто подобное за рубежом?

Нечто похожее было показано в кино: гитарная дуэль в финале фильма “Crossroads” («Перекрёсток»). Это картина восьмидесятых, там снимался молодой Стив Вай, который записал все гитарные партии для фильма. Мне кажется, организаторы гитарного баттла, Дмитрий Кузьмицкий и Сергей Табачников, взяли идею именно оттуда. Подобное могло возникать и раньше, даже мы с друзьями в начале гитарной карьеры задумывались: «Было бы прикольно, если бы два гитариста соревновались, как боксёры на ринге». Но ребята из Guitar Battle стали первыми показывать баттл в Интернете. К тому же, сейчас в моде разные баттлы: рэп-баттлы, например, и другие.

RW: Как ты узнал об этом проекте?

Д.Теплов: Я узнал о баттле в момент его появления – два года назад. В первом выпуске выступали Сергей Табачников и Глеб Олейник. Мне понравился их баттл, и я стал смотреть другие. Примерно через полгода Дима Кузьмицкий предложил мне тоже поучаствовать, но сначала не мог найти пару. Позже мне предложили побаттлиться с Сашкой Юдиным, который тоже давно искал себе пару, и я согласился.

RW: По каким критериям проводится отбор участников?

Д.Теплов: Организаторы отсматривают концертный материал, наблюдают, кто как держится на сцене, и в зависимости от этого составляют пары. Например, один гитарист играет много, но на сцене скромен. А кто-то другой играет меньше и грязнее, но его постоянно колбасит. Будет странно ставить ему в пару вышеупомянутого скромного человека.

RW: В рэп-баттлах свои правила, а какая «исполнительская лексика» принята в гитарных баттлах? Какие-то техники, приемы, стили…

Д.Теплов: Ничего определенного нет. Как хочешь, так и играешь. Ты можешь играть хоть ногами, хоть руками, хоть головой, если это всё будет музыкально или эффектно. Бывают необычные приёмы, но не исключены и стандартные: тэппинг[1], переменный штрих, арпеджио.

RW: А у тебя есть какие-то любимые приёмы?

Д.Теплов: Да, но они постоянно варьируются. Я заметил, что с годами меняюсь. Например, поначалу я очень любил приём «чикен пикин»[2] или тот же тэппинг. Но багаж знаний постоянно накапливается, добавляются новые приёмы, и все их хочется показать. Я могу применить где-то тэппинг, где-то переменный штрих, свип[3], арпеджио, легато. Мне нравится компоновать их как в конструкторе. Главное, чтобы это был не бессмысленный набор приёмов, а целостная музыкальная композиция.

 

RW: На баттле ты часто прыгал с гитарой, потом упал, но продолжил играть. И на концертах «Таймсквер» у тебя случалось подобное. Всё это ты заранее планируешь? 

Д.Теплов: Нет. Это происходит спонтанно. Хотя, конечно, важен опыт.  Если бы я не был подготовлен, я бы не стал прыгать, кривляться, падать. На баттле упал я, кстати, не специально. Не рассчитал силы, потерял равновесие, но это добавило куража. А вот на концертах «Таймсквер» падаю специально, но не всегда. Иногда так сильно колбасит, что ты можешь запнуться за провод. Или, например, трясёшь головой, а в этот день ты уставший, ещё и давление подскочило, случайно падаешь, но продолжаешь играть! В этом есть свой кураж, это людям всегда нравится. Главное, если ты сам от этого кайфуешь, то и люди кайфуют.

RW: Это говорит о внутренней свободе, способности к импровизации?

Д.Теплов: В какой-то степени, да. На сцене я чувствую, что начинаю раскрепощаться. Всё-таки на ней я провёл большую часть жизни. В любом случае, все безумные идеи рождаются спонтанно. Ты чувствуешь, что можешь это сделать – и делаешь.

Интервью с Дмитрием Тепловым, победителем YouTube-шоу Guitar Battle

«Скрытый раунд – сюрприз судьбы»

RW: Расскажи о структуре баттла. Там несколько раундов, чем они отличаются?

Д.Теплов: В нашем случае мы просто выбрали разноплановые вещи для трёх раундов: что-то быстрое, затем среднетемповое и какую-нибудь балладу.

Скрытый четвёртый раунд – «новый поворот» в сюжете баттла. До вашего выпуска его не было?

Д.Теплов: Да. Скрытый раунд – это сюрприз судьбы. Мы даже не догадывались о нём. В этом раунде мы поменялись композициями, которые исполнили в предыдущем. Где-то за пять минут до выхода на сцену я уже испытывал небольшое волнение. И тут ко мне подошёл Дима Кузьмицкий и поинтересовался: какие тональности у моей баллады. Я даже не спросил, зачем ему это. Назвал тональность начала композиции, хотя дальше в ней много модуляций, отклонений. Если бы я понимал, зачем это нужно, я бы расписал все тональные переходы для Сашки. Ему не повезло. Даже я не смог бы сымпровизировать в той балладе без подготовки.

RW: Расскажи о своём сопернике – Александре Юдине. Чем вы похожи, чем отличаетесь?

Д.Теплов: С музыкальной стороны на баттле мы были максимально непохожи. Сашка Юдин взял композиции своей группы “Hardballs” и исполнил их инструментальные версии. Я сначала тоже хотел взять песни «Таймсквер» и выступить с ребятами из группы, но мы тогда готовились к записи альбома, и им было не до этого. Мне пришлось играть свои композиции с другим составом. У Сашки был доработанный материал, вся команда придумывала аранжировку. У меня же, наоборот, всё получилось сыро. Я придумал композиции на скорую руку, быстро отрепетировал с ребятами, и всё.

У нас кардинально различались стили: у него – обширные, насыщенные разными звуками аранжировки с клавишами, плейбэком, у нас – аранжировка для двух гитар, бас гитары и барабанов. Получилась разная музыка: моя звучала, скорее, по-олдскульному, его – по-современному. Похожи мы были только ламповостью, уважением друг к другу.

Интервью с Дмитрием Тепловым, победителем YouTube-шоу Guitar Battle

«Шоу, в котором сочетаются искусство и спорт»

RW: Что вообще такое твоя музыка? Что это за стиль?

Д.Теплов: Я даже не знаю, какое дать определение. Музыка души (смеётся) — это как язык, способ самовыражения. Что чувствую, то и пишу, показываю, чему я научился за эти годы. А я успел увлечься множеством направлений: классической, джазовой музыкой, фолком, роком – всё это можно найти в моих сочинениях.  Например, у меня есть композиция, похожая на ретровейв, она как саундтрек из компьютерной игры. Получаются очень разные треки, но всё это — часть меня.

Некоторые гитаристы после участия в баттле выпустили свой альбом. Были ли у тебя такие мысли?

Д.Теплов: Да, у меня много композиций накопилось. Я планирую записать альбом или EPишку. Думаю, я созрел для того, чтобы всё это показать людям, поделиться опытом, творчеством. В любом случае процесс идёт, и баттл стал своеобразным толчком. Как раз сейчас, прежде чем прийти сюда, я писал свою очередную композицию.

RW: Ты сочиняешь на вдохновении или заставляешь себя?

Д.Теплов: По-разному бывает. В основном, это всегда вдохновение. Например, форма и общее настроение композиции у меня придумываются моментально, а детали дорабатываются позже. Часто бывает, что музыка снится. А иногда идёшь по улице, откусываешь яблоко, слышишь хруст — и приходит озарение. Сразу рождается мелодия, а иногда — и мелодия, и аккорды. Потом быстро записываешь это на диктофон, дорабатываешь, и в результате получается готовое сочинение.

RW: Расскажи о выборе судей. Есть мнение, что в некоторых выпусках баттла гитаристов оценивали некомпетентные люди. Например, в 10-м баттле судьями были ведущая Екатерина Водопьянова, блогер Дарья Борисенко и журналист Александра Малахова, но никто из них с музыкой не связан. Чем обусловлен такой выбор?

Д.Теплов: Они постоянно меняют судей, чтобы оценивать гитаристов по разным критериям. Возможно, выбор в сторону незнающих людей, тех же блогеров, связан с тем, что у них много подписчиков, и они делают хорошую рекламу баттлу, продвигают его. Это в какой-то степени интересно, я вот ничего не имел против участия этих трёх девушек.

RW: Разве судьи не должны знать тонкости гитарного искусства, чтобы справедливо оценивать других?

Д.Теплов: Необязательно, ведь это шоу. Если бы это был конкурс с серьёзными судьями, всё превратилось бы в какой-то экзамен. А в YouTube хотят зрелищ, поэтому такой ход мне кажется правильным.

RW: Баттл для тебя — это спорт или искусство? Где эта грань?

Д.Теплов: Это шоу, в котором сочетаются искусство и спорт. Я бы не стал разделять. Когда преобладает техника, люди обычно говорят: это не музыка, а спорт. Но техника – тоже часть искусства. Если тебе нравятся быстрые гитарные запилы, почему бы не назвать это музыкой.

RW: Когда ты смотришь баттлы, подчёркиваешь для себя какие-то интересные моменты? Кого из гитаристов отметил для себя?

Да, конечно, замечаю интересные фишки. Из гитаристов по-новому открыл Серегу Табачникова, Александра Стрельникова, Александра Силкина. Часто попадаются отличные гитаристы, о которых ты вообще ничего не слышал.

RW: А есть кто-то, с кем бы ты снова хотел посоревноваться, устроить шоу?

Д.Теплов: Это сложно… Из предыдущих участников проекта можно побаттлиться, например, с Павлом Поповым или блюзовым гитаристом Евгением Ламбой.

RW: То есть баттл собрал самых лучших гитаристов России?

Д.Теплов: Нет, я знаю много классных гитаристов, которые не участвовали в этом шоу: Антон Апарин, Фёдор Дасумов, Сергей Головин, Роман Бондаренко, Роман Начемный, Игорь Нелин, Дмитрий Андрианов, Александр Глушков, Роман Королев… Евгений Побожий — молодой парень, но в своём возрасте уже многого достиг. Я взял у него один урок. Знаний, которыми он поделился, мне хватит на всю жизнь! Если бы все эти гитаристы захотели поучаствовать в баттле, у них появилось бы гораздо больше фанатов.

А ещё есть такое сообщество во «ВКонтакте» и YouTube: Guitar Wars Community | Сообщество Гитаристов. Там собрались не самые популярные гитаристы, к сожалению, но все — самородки. Каждый делится своими записями, импровизациями, разборами композиций, совместными работами.

Интервью с Дмитрием Тепловым, победителем YouTube-шоу Guitar Battle

«Здесь все выигрывают»

RW: А как ты относишься к визуальному ряду баттла? Например, в 11-м баттле, где выступали Виктор Смольский и Олег Изотов, на себя перетягивала внимание женская подтанцовка в команде Изотова. Это не отвлекает от главного — музыки?

Д.Теплов: На записи «баттла» вряд ли. Обычно ты получаешь разные ощущения при просмотре баттла в YouTube и присутствуя на нём. На живом выступлении всё внимание доставалось Олегу, его игре. А танцовщицы были дополнением к картинке. А на видеозаписи показали эти танцы крупным планом.

RW: Смотрел ли ты какие-нибудь баттлы вживую?

Д.Теплов: К сожалению, нет. Меня хотели позвать судьёй на баттл со Смольским и Изотовым, но я работал, поэтому не смог. Планирую пойти на баттл Табачникова и Кучера.

RW: В качестве судьи?

Д.Теплов: Если позовут судьёй, то да. А если нет, пойду обычным зрителем: покайфовать, посмотреть со стороны, послушать.

RW: Как думаешь, зачем вообще нужны баттлы? Почему появилась необходимость их устраивать, и для кого они важнее: для самих гитаристов, для организаторов, которые выискивают новые таланты или для зрителей, которые хотят хлеба и зрелищ?

Д.Теплов: В первую очередь, продвигается гитарная музыка: участники заявляют о себе, люди начинают знакомиться с их творчеством. Организаторы открывают новые таланты, со временем они смогут зарабатывать на проекте. Они и сейчас его монетизируют, но всё уходит на расходы, связанные с организацией Guitar Battle. А для зрителей – это просто интерес: кто-то придёт посмотреть на своих кумиров, кто-то познакомится с новыми людьми. Здесь все выигрывают.

Интервью с Дмитрием Тепловым, победителем YouTube-шоу Guitar Battle

[1] Тэппинг (с англ. Tapping — «постукивание») — техника игры на гитаре, при которой звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе.

[2] Чикен пикин (с англ. Chicken Picking – «курица общипанная») – техника игры на гитаре, при которой звук извлекается медиатором и пальцами правкой руки. Звукоизвлечение сопровождается характерным «щелкающим» или даже «кудахтающим» звуком, который и дал название технике.

[3] Свип (с англ. Sweep – «сметать», «смахивать») – техника игры на гитаре, при которой звуки извлекаются «сметающим» движением руки в сочетании с соответствующим ладом, получается особый ряд нот из быстрых и сжиженных звуков.


Репортёр — Власова Владислава


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube