Свет, камера… болторез! Интервью с режиссёром фильма о пионере российского стрит-арта Паше 183

2947

Работы уличного художника Паши 183 (он же P183) благодаря интернету оказались известны в России ещё до того, как здесь прогремел термин «стрит-арт», и чуть раньше, чем в кинотеатрах вышел фильм о Бэнкси — «Выход через сувенирную лавку».

Происходило это примерно с 2008 по 2011 год. Тогда омоновцев со щитами на дверях метро, очки в стиле Егора Летова в заснеженном дворе с дужкой из фонарного столба и бетонную плитку шоколадки «Алёнка» репостнули на свои страницы в соцсетях и разослали друзьям сотни, если не тысячи любителей неформального и необычного искусства. Наиболее внимательные из них рано или поздно узнавали, что эти произведения принадлежат одному автору.

В результате Павел Пухов стал первым знаменитым уличным художником РФ, шагнувшим далеко за пределы граффити и включившим в свой творческий арсенал работу с объектами, световые проекции и даже механические инсталляции.

«Алёнка», 2011, Москва
«Алёнка», 2011, Москва

В 2012 году Паша 183 принял участие в создании декораций к зонг-опере TODD, а 1 апреля 2013 года его жизнь внезапно оборвалась.

Сегодня несколько работ Павла Пухова хранится в петербургском Музее стрит-арта, в разных городах периодически проходят мемориальные выставки, посвящённые Паше 183, а режиссёр Рипсимэ Григорян готовит документальный фильм о художнике — «Несущий свет, камеру и болторез». В этом интервью Рипсимэ делится с нами воспоминаниями о своём друге, первопроходце российского стрит-арта Паше 183 и рассказывает о фильме, который мы вскоре увидим.

Инсталляция «Правда на правду», 2011, Москва, вход в метро «Красные Ворота»
Инсталляция «Правда на правду», 2011, Москва, вход в метро «Красные Ворота»

Сначала вы познакомились с творчеством Паши или с самим Пашей?

С самим Пашей. Это был то ли 2005-й, то ли 2006-й год. На третьем курсе режиссерского факультета я решила снимать в качестве курсовой документальный фильм на тему граффити, которая меня всегда очень интересовала. И вот я решила делать фильм о субкультуре. Для этого мой однокурсник познакомил меня с московской командой ISP: ребята рисовали граффити, читали рэп, пели рэгги, носили дреды и широкие штаны.

Я снимала предварительное интервью с ними, интервью-исследование, а они то и дело твердили: «Сейчас приедет Паша 183, он крутой, без него фильм про граффити — не фильм!» При этом Паша участником их команды не был, но они частенько рисовали вместе.

Тут приехал Паша — короткостриженый, в обычных джинсах, в футболке со знаком анархии… То есть вообще не из этой субкультуры. После ребята остались, так как снимали у них на районе, а мы с Пашей пошли к метро и как-то сразу подружились, обменялись контактами — в то время это были «аська» и ЖЖ. Стали общаться. В ЖЖ я и увидела его работы.

Паша вёл очень активную жизнь, чуть ли не каждый день что-то где-то рисовал — на фестивалях, на стенках, ещё где-то. Он мне звонил, я брала в институте камеру и приезжала его снимать. Так накопилось несколько часов материала, но фильма тогда так и не получилось.

Паша 183 за работой, процесс создания стенки “Street Arena”, 2008, Москва
Паша 183 за работой, процесс создания стенки “Street Arena”, 2008, Москва

Кадры из этого фильма вошли в грядущий проект?

Конечно. Там было и интервью с Пашей, и много всего интересного. Собственно наличие этого материала и подтолкнуло меня создать фильм, над которым мы сейчас работаем.

Причём когда на третьем курсе я показывала материал своему мастеру Валерию Давыдовичу Рубинчику, он мне сразу сказал: «У вас такой интересный герой, он так увлечен своим делом, делайте фильм-портрет, зачем вам это всё граффити?» Но я не смогла тогда перестроиться, мне казалось, что фильм о целом пласте субкультуры как-то значимее, чем портрет одного представителя.

Съемка интервью с Пашей 183 на фоне стенки Fight not for cash, 2007, Москва
Съемка интервью с Пашей 183 на фоне стенки Fight not for cash, 2007, Москва

Какие работы на тот момент были у Павла? Он уже тогда выходил за пределы граффити как рисования больших объёмных букв?

Да! Меня вообще первым делом поразили фотографии, которые делал Паша и выкладывал в ЖЖ: урбанистические пейзажи. Они отображали очень привычные нам заснеженные городские пейзажи, улицы, где вроде как каждый день ходишь, но сделаны были так, что хотелось в них поселиться!

А из граффити я снимала создание стенки Street Arena, потом Fight not for Cash — с Брюсом Ли. Паша тогда еще подписями на английском сопровождал свои работы.

Ну и, конечно, его лайт-арт невероятно завораживал.

Лайт-арт — это световые проекции?

Да. Сначала он их делал в подземке, так как был ещё и диггером.

И он не просто делал проекции, а изучал историю места, отбирал подходящие фотографии, кадры и проецировал их на стены в подземке. Потом он фотографировал эту инсталляцию с проекцией, и получалось, будто люди-призраки изображены на фото.

В своём творчестве он смешивал настолько разные техники, что даже сложно сейчас как-то отделить одно от другого: живопись, фотография, проекции, видео, инсталляции.

Лайт-арт из серии «Г.О. 42», 2005, Москва, подземные коммуникации
Лайт-арт из серии «Г.О. 42», 2005, Москва, подземные коммуникации

Граффитчики, которые представили вам Павла, горели схожими творческими идеями или же были более традиционны, «субкультурны» в своих художествах?

 Ребята в основном делали шрифты, кто-то из них рисовал персонажей, но за рамки плоского, двухмерного изображения на стене не выходили.

 «Взгляд», 2012, Выкса
«Взгляд», 2012, Выкса

В Пашином творчестве они ценили многогранность? Или для них он был важен именно как граффитист?

Скорее всего так: Пашу ценили за высказывания. Не за то, какие он средства использовал для своего творчества, а за то, что он был одним из первых в России уличных художников, кто стал вкладывать смысл в свои произведения, работать с концепцией. Причём делал это максимально просто, чтобы было понятно любому прохожему. «И ребёнку, и старику», —  как он говорил. Вот это цепляло. Он так коммуницировал с обществом, делился своими мыслями и идеями.

Хотя есть и работы, в которых Пашу привлекла только форма и реализация.  Работы получились крутыми, а люди уже сами добавляют туда смыслы. Одна из таких работ — «Очки». Там нет высказывания, но задумка интересная — взять и сделать фонарный столб дужкой очков, нарисованных на снегу.

«Любое течение высохнет, но искусство останется», 2013, Париж
«Любое течение высохнет, но искусство останется», 2013, Париж

Но это же знаменитые очки Егора Летова

 Да, они похожи, конечно, но я не помню, чтоб Паша именно такой смысл вкладывал в эту работу. Образ, форма — возможно, он именно по примеру очков Летова и сделал их, ведь всем известно, что Летов — один из любимых исполнителей Паши. Но какой-то чёткой отсылки к Летову здесь нет.

«Очки», 2009
«Очки», 2009

Совпадение или нет, но у Летова есть песня, где фигурируют следы на снегу, да и вообще пустынный зимний пейзаж ассоциируется с Сибирью. В общем, некий культурный код тут чувствуется

Самый трогательный, кстати, комментарий про «Очки» я прочла в Сети: «Бог устал на нас смотреть и выронил свои очки».  Вот так люди добавляют смыслы к Пашиным работам до сих пор.

Павел кропотливо создавал свои работы. Одна инсталляция Space Invaders, подвешенная к мосту над проезжей частью и управляемая с джойстика, чего стоит.  Сколько времени он тратил на творчество? Были ли у него ещё увлечения? Официальная работа мешала или способствовала?

 Паша действительно делал всё очень скрупулезно, серьезно готовился к каждому произведению, но воплощал их очень быстро! Бывало так, что буквально днём он озвучивал новую идею, а ночью, или под утро высылал фото уже готовой работы. Меня всегда поражали его скорости! Скорости, на которых он жил и творил.

 Space Invaders был, пожалуй, проектом с самой долгой подготовкой, так как эта инсталляция двигалась, и нужно было соблюсти правила безопасности. Изначально Паша выбрал неподходящую локацию. Пришлось искать другую, это уже было небыстро.

Перед каждым проектом он отбирал референсы, делал эскиз на компьютере и только потом уже шёл к стенке.

 Других увлечений у него не было, работы официальной тоже. Он рисовал на заказ, если это было что-то интересное для него, это и была работа.

 

Чтобы вырезать трафареты, монтировать инсталляции и делать другие технические вещи, у него была своя команда?

Как таковой команды не было, но были друзья, к которым он обращался, и они помогали.

Какое-то время у него была команда с другом детства — Вовой Грязновым, но команда существовала недолго, потом они просто рисовали вместе.

Владимир Грязнов — друг Паши 183 — отмывает закрашенную стенку «О чтении», Москва
Владимир Грязнов — друг Паши 183 — отмывает закрашенную стенку «О чтении», Москва

Работы на заказ для коммерческих объектов Паша делал с охотой или потому что нужно было зарабатывать деньги? В его фильме «Сказка об Алёнке» ключевая и болезненная тема — необходимость человека всё время себя «продавать».

 Не только в фильме, но и во всей его жизни эта тема была ключевой. Он не мог и не хотел принимать общество потребителей.

Работы на заказ он брал, только когда они были ему интересны. На заре своей карьеры он, конечно, делал это чаще, а потом более выборочно.

Вообще в «нулевых» часто приглашали граффити-художников, так сказать, облагораживать район. При этом все рисунки нужно было согласовывать, а иногда управы ещё и диктовали, что там должно быть нарисовано. Первое время он и за такие заказы брался, но очень не любил их. Ему не нравилась работа, где заказчик ограничивает свободу выражения.

Но он не считал зазорным, когда за работу художника платят деньги. Декорации к «Тодду» он тоже, по сути, делал на заказ, но он был счастлив их создавать.

«Криминальное чтиво», работа Паши 183, выполненная для одного из кинотеатров СПБ
«Криминальное чтиво», работа Паши 183, выполненная для одного из кинотеатров СПБ

Ваш фильм называется «Несущий свет, камеру и болторез», и вас часто спрашивают: «Что такое болторез?». По-моему, это слово говорит за себя. Мне вот интересно, зачем Паша носил болторез?

Это название взято из его ЖЖ: «Несущий свет, камеру и болторез». Так что он сам это про себя придумал.

Эти три инструмента он чаще всего использовал: свет — световые проекции, на камеру он снимал процесс, чтобы потом делать видео-инсталляции, которые глубже раскрывали тему произведения, а болторез — он много для чего.

Он работал с разными материалами, иногда приходилось что-то перекусывать, резать всякое металлическое. Думаю, чаще всего он использовал болторез в подземке, во время диггерских вылазок. Там же постоянно нужно было преодолевать какие-то препятствия.

На каком этапе создания фильма вы сейчас находитесь?

Я сейчас начинаю работу над черновым монтажом. Буквально на днях я завершила отсмотр и расшифровку материала, который мы сняли в прошлом и позапрошлом году.

Съёмка фильма «Несущий свет, камеру и болторез», 2021, Москва. Слева-направо: Рипсимэ Григорян, Дмитрий Бухаров, Владимир Грязнов, Виталий Кузьмин
Съёмка фильма «Несущий свет, камеру и болторез», 2021, Москва. Слева-направо: Рипсимэ Григорян, Дмитрий Бухаров, Владимир Грязнов, Виталий Кузьмин

«Я воспитан на нашем роке и почти все, что делаю в городе — это своеобразные иллюстрации к песням», — говорил Паша 183 о своих работах. — Будет ли звучать его любимая музыка в фильме?

Обязательно! В фильме будет звучать только музыка из его головы — та, которую он слушал.

Мы в прошлом году сняли небольшое, но очень ёмкое интервью с Константином Кинчевым, чьи песни наравне с песнями «ГрОб» оказали большое влияние на творчество Паши, и с которым Паша был знаком лично.

Была договоренность, что мы приедем в Петербург на KKinchevFest и там будем снимать, но фестиваль в последний момент отменили. Тогда Константин Евгеньевич выделил для нас другой день. На этот раз всё прошло без накладок, нас встретили и дали возможность снять интервью. Очень тёплая и добродушная была атмосфера, а его команда оказалась очень крутой.

Юрий Шевчук тоже пошёл нам на встречу, мы согласовали использование в фильме отрывка из композиции ДДТ «Вальс».   У Паши есть очень трогательная работа со строчкой из этой песни: «Дай хоть на секунду испытать святую милость». А с другими музыкантами из Пашиного «плейлиста» пока окончательной договорённости нет.

«Дай хоть на секунду испытать святую милость», 2013, Москва
«Дай хоть на секунду испытать святую милость», 2013, Москва

Можно подумать, что знаменитая работа Паши «Питер — город ангелов» отчасти была вдохновлена персонажем из клипа «Алисы» «Трасса «Е95″». Но ангел в том видео какой-то, мягко говоря, странный.

По поводу Ангела — не совсем очевидно. Возможно, где-то как-то у него в подсознании и отложился этот образ, но смысл был в другом.

Паша очень любил Питер, и считал, что его жители подобны ангелам. Ну и девушка его была из Питера — Ольга. И вот он решил сделать такую остановку, садясь на которую каждый житель Питера обретёт крылья и станет ангелом.

«Питер— город ангелов», 2013, СПб
«Питер— город ангелов», 2013, СПб

25/17, Константин Кинчев и Антон Пух (FPG) в 2014 году выпустили клип на совместный трек «Девятибально», в видеоряде которого можно увидеть Пашины произведения. Он работал вместе с ними над этим клипом или это посмертное посвящение?

 «Девятибально» — это уже посвящение. Снимали клип как раз на посмертной выставке Паши и у стенок, которые на тот момент были ещё живы. Я до сих пор не знаю, написана ли эта песня изначально о Паше или же просто клип решили ему посвятить, но сам текст — очень про него!

Все участники записи «Девятибально» были знакомы с Пашей лично?

 Нет, только Константин Кинчев. Причём я точно не помню, как они познакомились. Помню только, как Паша сказал, что будет показывать Кинчеву сценарий видео на песню «Крик».

Потом неофициальный клип Пашиного авторства на песню «Колыбельная» был опубликован на каком-то фан-портале.

После этого Константин заинтересовался Пашиным творчеством, и Паша уже делал трафарет логотипа, который поместили на обложку альбома «Саботаж».

Неофициальный клип на песню «Саботаж» Паша тоже монтировал, но это скорее было нарезкой из его предыдущих работ. А видеоряд к «Колыбельной» он снимал специально для этой песни.

Обложка альбома «Саботаж», автор логотипа — Паша 183
Обложка альбома «Саботаж», автор логотипа — Паша 183

Открыли ли вы для себя кого-нибудь из музыкантов благодаря Паше, его работам?

 У нас совпадали музыкальные вкусы. Летова я тоже всегда любила, хотя больше слушала Янку Дягилеву. И Паша многих мне открыл. Например, он мне как-то отправил песню Регины Спектор, которая сидит у меня в сердце до сих пор.

«Алису» как раз я раньше особо не слушала, а благодаря Пашиным работам «Крик» мне очень откликнулась и «Колыбельная», потом уже другие песни расслушала.

Хочу сказать, я вообще для себя Константина Кинчева открыла как личность, когда готовилась к интервью с ним для фильма. Мне многое оказалось близко в его взглядах.

После ухода Паши я узнала группу 25/17, как раз по клипу «Девятибально», а ещё Anacondaz, которые выпустили песню «Серым» с отсылками к работам Паши. И теперь регулярно слушаю тех и других.

 

Как вы уже упомянули, Паша делал декорации для мюзикла «Тодд». Они до сих пор используются?

 Да, спектакль до сих пор идёт.

Как Паша воспринимал творчество «Короля и шута» до работы над мюзиклом? Не могу вспомнить его произведений, посвящённых этой группе.

Паша любил их и до мюзикла. Он был счастлив, когда ему предложили сотрудничество. Поэтому «Тодд» стал очень важным этапом Пашиной жизни. На следующий день после премьеры он написал в соцсетях: «Если я завтра умру, буду знать, что что-то ценное после себя оставил». А умер он через четыре месяца.

Декорации к зонг-опере TODD, 2012
Декорации к зонг-опере TODD, 2012

После «Тодда» у него, наверное, были гигантские творческие планы и карьерные перспективы?

После «Тодда» он сразу поехал во Францию на фестиваль русской культуры RussenKo. Там была выставка его холстов. К этому моменту он уже полюбил холсты. Это была вторая его выставка за границей и первая, на которой он присутствовал лично. Там он увидел, как работают французские художники, сам сделал несколько работ в Париже.

Творческих планов было много. Но что касается карьеры, Паша никогда не планировал быть знаменитым.

Холст «Хранители», 2013
Холст «Хранители», 2013

Холсты он создавал уже как классический художник?

Ну как — классический? Он также использовал трафареты, аэрограф, а не писал их маслом. То есть техника та же, что на стене, только на холсте. При этом холст был конечным произведением: Паша не переносил содержание холстов на стены или наоборот.

Холст «Современный Дон Кихот», 2013
Холст «Современный Дон Кихот», 2013

Я не раз слышал признания известных стрит-артистов, что именно Пашин пример вдохновил их на творчество. Кто-то из них принял участие в фильме?

Никита Nomerz снялся. Он ежегодно устраивает фестиваль стрит-арта в Нижнем — Mesto Fest. И он же сделал первый документальный фильм про Пашу — «Паша 183» — в том же году, когда его не стало.

Также снялся Игорь Поносов — автор книги «Искусство и город», куратор множества арт-проектов и автор книги Objects book, в которой были опубликованы Пашины проекции ещё при жизни. А в рамках презентации Objects book прошла Пашина выставка лайт-арта, которую я тоже снимала тогда, кажется, это было в 2006 году.

Паша мне много рассказывал про Кирилла Кто, они были друзьями. Кирилл Кто был одним из организаторов посмертной выставки Паши и снялся, кстати, в клипе «Девятибально». Мы не теряем надежды на его участие в нашем фильме, но пока он отказывается.

Неофициальный тизер фильма «Несущий свет, камеру и болторез»

Кто-нибудь поддержал фильм без приглашения? Проявил инициативу, узнав, что идёт работа над картиной, например?

Дело в том, что мы снимаем только тех, с кем Паша был лично знаком.

Активное участие в создании фильма принимает мама Паши Татьяна Пухова. Такое же активное, как и в его жизни и творчестве. Очень помогают нам его лучшие друзья Вова Грязнов и Виталий Кузьмин.

В рамках краудфандинга, который мы провели два года назад многие нас поддержали финансово, предлагали безвозмездную помощь в работе над фильмом, продвижении крауд-компании, изготовлении лотов и т.д., а когда краудфандинг закончился, продолжали переводить средства.

И да, многие ребята в соцсетях кидали материалы, какие сохранились с Пашей, и фотки. Даже один подкаст с его участием прислали.

Но в целом, когда я только начала работу над фильмом, думала, сделаем фильм, выложим на «Ютуб», посмотрим с Пашиными друзьями и близкими и разойдемся. А когда создала аккаунты фильма в соцсетях, получила такой колоссальный отклик, такую поддержку! Оказалось, есть огромное количество людей, которые Пашу помнят и любят.

И каждый год 1-го апреля и 11-го августа (день смерти и день рождения) в соцсетях появляются трибьюты Паше 183 — в виде песен, рисунков, граффити, скетчей, тату. Я уже собрала около 50 таких трибьютов, постепенно буду выкладывать их в соцсети.

Друзья Павла Пухова: Виталий Кузьмин и Владимир Грязнов
Друзья Павла Пухова: Виталий Кузьмин и Владимир Грязнов

После смерти Павла Бэнкси посвятил его памяти произведение «P183 R.I.P.» — рисунок баллончика краски с пламенем, как у свечи. Были ли попытки привлечь его к участию?

Такая идея есть. Не знаю, получится ли что-то из этого, но очень бы хотелось, так как Бэнкси не остался равнодушным к уходу Паши. Думаю, он знал о Паше и до этого.

Вообще, когда мы с Пашей только познакомились, он первым делом мне про Бэнкси рассказал. Сказал, что я как создатель фильма о граффити обязательно должна о нём знать. Сначала кинул мне ссылки на Бэнкси, а потом уже на свои работы.

Наши ребята, которые рисовали граффити, в целом все были в теме ещё тогда, в «нулевых». Знали разных зарубежных уличных художников. Откуда они брали информацию, не представляю, интернета особо не было ещё. Как-то они находили всякие редкие фильмы, журналы, передавали друг другу, переписывали на диски… Сейчас уже не вспомню названий, но я всё это тоже смотрела.

Работа Banksy — P183 R.I.P., посвящённая Паше 183
Работа Banksy — P183 R.I.P., посвящённая Паше 183

Эффективный план выхода на Бэнкси с учётом его зашкаливающей анонимности тоже разработан?

Да, есть некоторые пароли и явки.

Расскажите коротко о вашей съёмочной команде. Все ли в ней сразу были поклонниками творчества Паши 183?

В нашей команде изначально была только я и моя близкая подруга — сценаристка Света Герасимова. Света с Пашей лично знакома не была, но я ей много о нём рассказывала, когда с ним познакомилась, делилась с ней его работами, мы даже планировали снять игровую короткометражку, используя Пашины проекции. Света была первым человеком, которому я позвонила, когда Паши не стало. Она всё это вместе со мной прожила. Сейчас Света дорабатывает сценарий фильма, исходя из расшифровок интервью.

Два года назад в лаборатории документальных фильмов SiberiaDOC я познакомилась с продюсером Натальей Жоговой, которая прониклась нашим проектом именно потому, что была знакома с творчеством Паши 183 и высоко ценила его вклад в современное искусство. И мы теперь вместе работаем над фильмом и его продвижением. В прошлом году, к примеру, мы активно участвовали в международных питчингах и обнаружили, что наш герой — Паша — интересен и международной аудитории, причём даже той категории людей, которые в силу возраста и увлечений максимально далеки от стрит-арта.

А в прошлом году к нам присоединился оператор Дмитрий Бухаров из Питера, как раз, когда нам нужно было срочно ехать снимать Кинчева, а наш оператор из Москвы был занят. Диму нашли в одном из профсообществ, он сразу вошел в тему. Потом уже приглашали его на московские съемки.

Команда фильма «Несущий свет, камеру и болторез»: продюсер Наталья Жогова, сценарист Светлана Герасимова, режиссёр Рипсимэ Григорян.
Команда фильма «Несущий свет, камеру и болторез»: продюсер Наталья Жогова, сценарист Светлана Герасимова, режиссёр Рипсимэ Григорян.

Вы участвуете в других проектах памяти Павла или сосредоточены исключительно на фильме?

 Пока сосредоточена на фильме. Есть и другие идеи, но всё после.

 Музей стрит-арта, СПб, выставка «Паша 183. Ретроспектива»
Музей стрит-арта, СПб, выставка «Паша 183. Ретроспектива»

Кто поддерживает Пашин сайт www.183art.ru?

Финансово поддерживает мама Паши, а технически — его друг Виталий Кузьмин. В прошлом году мы чуть не потеряли сайт: то ли не прошла оплата, то ли что там случилось, но под доменом появилась какая-то другая страница. Подписчица аккаунтов фильма в соцсетях нам об этом сообщила, и Виталик каким-то чудом вернул сайт на место.

Насколько я знаю, у мамы Павла хранятся его трафареты, холсты, ещё какие-то работы, которые периодически выставляются на мемориальных выставках.

Да, у мамы хранится много его холстов. Некоторые, кстати, она готова продать поклонникам творчества Паши. У неё много трафаретов, рисунков и даже пингвин из инсталляции «Выход найден».

Удивительный факт: Татьяна Пухова в прошлом преподавала композицию в одном из самых престижных художественных училищ Москвы. Но все её попытки привить Паше любовь к живописи буквально разбились о стенку!

Пашина мама была первым человеком, к кому я обратилась, когда только начала работу над этим фильмом. Мы не были знакомы лично, но знали друг друга заочно, и она с большим энтузиазмом восприняла эту идею, снялась в нескольких интервью, хотя надо понимать, каких сил ей это стоило.

Поначалу, конечно, она не относилась всерьёз к этому его увлечению, как к творчеству. На тот момент все из окружения Паши рисовали на стенах. А потом, когда она увидела прогресс и результат, стала поддерживать всем, чем могла.

Татьяна Пухова, мама Паши 183
Татьяна Пухова, мама Паши 183

В общем, тягу к прекрасному Павлу привили рокеры и граффитисты?

Не только. Был ещё Чайковский и «Лебединое озеро», но подробнее об этом расскажем в фильме.

Какова вероятность, что однажды появится музей или галерея Павла Пухова?

 Даже не знаю. Мне сложно представить, как он сам к этому бы отнёсся, хотя, наверное, это уже не имеет значения. Важно, что Паша остался верным улице до последних дней. Несмотря на то, что при его жизни были выставки и однажды он полюбил холсты, а также другие традиционные формы и методы изобразительного искусства, до последних дней он рисовал на улице и оставался уличным художником. И огромное количество людей узнали о Паше только после посмертной выставки в Москве.

 Музей стрит-арта, СПб, выставка «Паша 183. Ретроспектива»
Музей стрит-арта, СПб, выставка «Паша 183. Ретроспектива»

Думаю, в галерее как раз можно было бы разместить инсталляции с мемориальных выставок. Такие мощные конструкции, как Space Invaders, остановка с крыльями, леса для ухода из зоопарка, воссоздаваемые по Пашиным работам — неужели, это всё разбирается потом?

 Да, разбирается. Но остановка вроде как до сих пор стоит в петербургском Музее стрит-арта, как и плита «Алёнка», которую они перевезли из Москвы в Питер, чтобы сохранить, за что им огромное спасибо.

Инсталляция «Мы уйдем из зоопарка», воссозданная к выставке «Паша 183. Ретроспектива» в Музее стрит-арта, СПб
Инсталляция «Мы уйдем из зоопарка», воссозданная к выставке «Паша 183. Ретроспектива» в Музее стрит-арта, СПб

Как обстоят дела с немногочисленными произведениями Паши 183, сохранившимися сегодня на улице?

В 2020 году случилась интересная история, которая показала, как люди относятся к Пашиному творчеству.

Мы рисковали лишиться мурала «Сказка о потерянном времени», созданного им на фасаде одного из жилых домов в Выксе — в рамках фестиваля «Арт-овраг». Жители этого дома испытывали проблемы с теплоизоляцией и однажды решили утеплить фасад. В итоге «Сказка о потерянном времени» оказалась спрятана под утеплителем. Но горожане по собственной инициативе устроили сбор средств на восстановление картины, уже на обновлённом фасаде! Это в разгар пандемии, самоизоляции и финансового кризиса. «Сказку» воссоздали в масштабе 1:1, в том же месте. И так быстро, что я с трудом успела найти местного оператора, который снял процесс восстановления для фильма, так как сама даже не успевала приехать. Да, это копия, но идея Пашина, рисунок его.

«Сказка о потерянном времени», Выкса, 2012
«Сказка о потерянном времени», Выкса, 2012

В Музее стрит-арта представлен мурал «Стены не спят», созданный Пашей специально для этого места. Они тоже поддержали создание фильма?

Да. Этот мурал Паша делал как раз со своей девушкой Ольгой специально для Музея стрит-арта, когда они только-только запускались.

Музей активно распространял информацию о нашем краудфандинге, когда у нас шла кампания на Planeta.ru, также они предоставляли нам рекомендательные письма о нашем проекте для различных фондов и грантов.

Мурал «Стены не спят», созданный Пашей 183 для Музея стрит-арта, 2013. СПб
Мурал «Стены не спят», созданный Пашей 183 для Музея стрит-арта, 2013. СПб

Как сейчас можно помочь вашему проекту?

Несмотря на то, что мы активно занимаемся поиском финансирования, средств на пост-продакшн на данный момент у нас нет. Поэтому мы подумываем о том, чтобы возобновить краудфандинг. В прошлый раз наша крауд-кампания пришлась на самый разгар локдауна, и удалось собрать только половину необходимой суммы.

Также мы планируем возобновить продажу футболок с принтом «Алёнка» и других сувениров с Пашиными работами, часть средств от которых пойдет на создание фильма.

И всегда можно помочь проекту переводом средств по ссылке, которая указана во всех наших соцсетях.

«Поджигателям мостов — посвящение», 2011, Москва
«Поджигателям мостов — посвящение», 2011, Москва

Уже известен примерный срок выхода фильма?

Очень хотим до конца этого года завершить работы по пост-продакшну. А официальный релиз планируем на следующий год.  Изначально планировали закрытый показ ко дню рождения Паши 11 августа, но из-за того, что финансирования нет, а мы все работаем, всё растягивается во времени.

Творчество Паши 183 (P183) в сети:
183art.ru
183.livejournal.com
Фильм «Несущий свет, камеру и болторез»
vk.com/club193621893


Интервьюер – Роман Кадулин
Редактор – Софья Александрова


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube