Сегодня Rockweek публикует ранее не издававшееся интервью с легендой рок-н-ролла Патти Смит, взятое в 2008 году во время «Сотворения мира».

Патти Смит является одной из крупнейших фигур ХХ века – певица, создательница группы, поэтесса и художница. Ее первый альбом «Horses» (1975) считается одним из основополагающих в истории панк-рока, ее автобиография «Just Kids» в 2011 году была удостоена высокой литературной награды National Book Award.

Признаюсь, я немного побаивался интервью с Патти Смит, поскольку личности, стоявшие у истоков неких судьбоносных для культуры событий, невольно вызывают трепет. Такие люди непосредственно соприкасались с историей и лично оставили в ней след. Это все равно что говорить с монументом – великим и замкнутым. Однако стиль общения певицы оказался напрочь лишен всякой монументальности.

RW: Патти, в вашем новом альбоме Banga много цитат из Булгакова и Достоевского…

— Я с детства очень много читала. Мир воображения и книг всегда был интереснее для меня, чем окружающая действительность. И, конечно, я не могла пройти мимо великой русской литературы. Особенно меня поразили сочинения Николая Гоголя и Михаила Булгакова. «Мастер и Маргарита» до сих пор мой любимый роман. Странно, что у вас его до сих пор не запретили. Он действительно способен изменить мировоззрение людей. Сделать их более свободными… Очень люблю стихи Маяковского. Это первый рокер, наверное. Если не считать Артура Рембо. Такая экспрессия в стихах. Такой ритм! Пощечина вечности.

RW: Кто из культурных деятелей больше всего повлиял на ваше становление как рок-музыканта и поэта?

— В первую очередь это Артур Рембо. Его стихотворения сопровождают меня всю жизнь. С детства зачитываюсь прозой Эдгара По, Рэя Бредбери, Михаила Булгакова. Из рок-музыкантов я бы выделила Боба Дилана и Джона Леннона. Созданная ими музыка и поэзия, я уверена, останется в вечности. Горжусь тем, что c обоими у меня были приятельские отношения. C Диланом мы даже записали пару совместных песен.

RW: Во время своих гастролей вы неоднократно выражали поддержку Pussy Riot. Вы действительно считаете, что поступок девушек допустим и петь в храме — не святотатство?

— Я считаю их идеалистками, которыми движут совесть и отвращение к фальши. Возможно, они заслуживают порицания, но уж точно не уголовного срока. Я была удивлена, когда православные священники требовали расправы над ними. Христос в первую очередь учил нас прощению и любви. Люди, считающие себя христианами, должны быть самыми сострадательными и любящими на свете.

В молодости мы тоже протестовали, устраивали забастовки против войны во Вьетнаме, политики Рейгана. И никто из нас не боялся, что нас повяжут и упекут в тюрьму. Как мать двоих детей я понимаю — девушкам было непросто решиться на этот шаг. Но бывают случаи, когда страх промолчать сильнее страха наказания, пусть даже самого тяжелого. Я считаю, что Pussy Riot давно пора отпустить. Они и так уже больше года разлучены со своими малолетними детьми. Сколько же можно?

RW: Ностальгируете ли вы по прошлому? Как считаете, можем ли мы рассчитывать на появление в будущем групп, сопоставимых по уровню с «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин»?

— Боюсь, что нет. В музыке давно не происходит ничего принципиального нового. Но я уверена, что ситуация рано или поздно изменится. В конце концов, все мы хотим одного и того же: искренности, любви, полноты жизни. В этом плане рок-н-ролл еще может сказать свое веское слово. А ностальгировать я не вижу смысла. Ностальгируют те, кому заняться нечем. Посмотрите, как здорово зажигают «Роллинг Стоунз» в свои 70 с лишним лет. А кто-то уже в 30 лет — глубокий старик. Это дело выбора.

RW: Патриция, что бы вы посоветовали начинающим рок-музыкантам? По-моему, молодым рок-группам сейчас практически невозможно добиться признания и славы.

— Я бы не драматизировала ситуацию. Наоборот, с развитием информационных технологий, появлением Интернета стало легче достучаться до своих слушателей. Достаточно выложить запись на популярных сайтах, набрать несколько миллионов «лайков» — и дело в шляпе. Другое дело, что сейчас нет такого интереса к музыке, как в 60-х и 70-х. Да и группы в основном идут по проторенной дорожке и не пытаются создать что-то самобытное и уникальное. Вы же понимаете, что второй Джон Леннон или Роберт Плант на фиг никому не нужен.

RW: Прочел на английском вашу книгу «Я пасу облака». Хотелось бы узнать, как она создавалась.

— Когда мне исполнилось сорок пять лет, я решила написать книжку-миниатюру о своем детстве, о жизни в волшебном мире грез и мечтаний. «Я пасу облака» — вовсе не сказка, как это может показаться на первый взгляд. Все это случилось со мной на самом деле. Незадолго до смерти мой скупой на похвалы отец позвонил мне и сказал: «Патриция, я прочитал твою книгу. Она мне очень понравилась. Ты хорошая писательница». Такой комплимент я услышала от него в первый и последний раз в жизни. Поэтому моя книжка мне очень дорога…

Спасибо за беседу и с нетерпением ждем вас в нашем городе!


Вопросы задавал:  Фарид Дибаев


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube