«Действительно захватывающую и драматичную историю группы «Queen» заменили на абсурдную и нелепую сказку!»

24 февраля 2019 года культовая рок группа «Queen» и Адам Ламберт выступили на церемонии вручения кинопремий «Оскар», на которой, наконец, узнали в каких номинациях победит биографический фильм о Фредди Меркьюри под названием «Богемская рапсодия».

продюсер Павел Богатыренко
продюсер Павел Богатыренко

Это известие стало отличным поводом для обстоятельной беседы с одним из главных поклонников и знатоков группы Queen в России, звукорежиссером и музыкальным продюсером, преподавателем кафедры звукорежиссуры в РАМ им.Гнесиных Павлом Богатыренко. Причем побеседовали мы не только о группе «Queen», но и о не менее известной команде «Kiss», которая в июне посетит Россию с прощальным концертом, а также о возрожденной Ричи Блэкмором группе «Rainbow» (обо всех этих легендах мой собеседник делал эфиры в «120 минутах классики рока» на «Эхе Москвы»).

https://youtu.be/m-7SBhRL_dc

RW: Павел, удалось ли посмотреть «Богемскую рапсодию»? Какое впечатление она на Вас произвела?
 – Да, фильм удалось посмотреть в один из первых дней проката. Впечатление тягостное. Если говорить вкратце — этот фильм целиком и полностью вымысел. Там нет ни единого факта, который бы нельзя было оспорить. На это, конечно, можно возразить, что кино не документально, и, следовательно, совершенно не важно, основано оно на реальных событиях или нет. Но в том-то и дело, что, во-первых, фильм преподносился как подлинная история, созданная в тесном сотрудничестве с барабанщиком и с гитаристом «Queen»Роджером Тэйлором и Брайаном Мэем, и большинство обывателей, пришедших на этот фильм, были убеждены, что вся история настоящая. А во-вторых, важно то, что любой вымысел и любые художественные допущения, как мне кажется, могут быть оправданы, если они идут на пользу истории, повествованию. В случае с «Богемской рапсодией» действительно интересную, драматичную историю группы заменили на абсурдную и нелепую сказку, в которой у героев отсутствует мотивация и логика в поступках. В общем, об этом можно долго говорить, и, конечно, фильм собрал огромные деньги в прокате и вот-вот получит Оскара. Но я смею предположить, что всему виной не кино, а музыка. Музыка в фильме звучит в целом оригинальная и она, как и 40, и 50 лет назад мало кого оставляет равнодушным.

RW: Какие интересные релизы нас ждут от группы Queen? Понравился ли Вам саундтрек к «Богемской рапсодии»?
 – Интересные релизы от группы «Queen» — это всегда тайна за семью печатями. Боюсь, что на волне популярности фильма сейчас последуют переиздания уже много раз виденных и слышанных релизов. А вообще уже долгие годы ожидается выход в свет концертов группы из второй половины 70-ых годов. Кроме этого, внезапное всемирное празднование юбилея альбома «News Of The World», которое длилось два года и сопровождалось очень интересным мировым туром и выходом специально приуроченного к празднованию издания альбома, дает надежду, что в будущем нас ждут еще подобные мероприятия.

Группа Smile, Брайан Мэй (Brian May)
Группа Smile, Брайан Мэй (Brian May)

Что касается саундтрека «Богемской рапсодии», на нем было два новых трека, которые вряд ли могли оставить равнодушным настоящего квиномана. Речь идет о знаменитой музыке к заставке кинокомпании ХХ век фокс, исполненной исключительно при помощи великой гитары Брайана Мэя, а так же о песне группы Smile (прародителя Queen) «Doing All Right», которую музыканты перезаписали в оригинальном составе фактически через 50 лет после первого исполнения. И сделали это замечательно.

Адам Ламберт (Adam Lambert) и Брайан Мэй (Brian May), фото: Lasse Lagoni
Адам Ламберт (Adam Lambert) и Брайан Мэй (Brian May), фото: Lasse Lagoni

RW: Имеется ли у Вас какая-то информация о возможных концертах «Queen» в России?
– Увы, подобной информации у меня нет. Но все их предыдущие приезды, как ни странно, не вызывали особенного ажиотажа — на концертах всегда были свободные места. Так что я не думаю, что они очень рвутся к нам приехать. Поэтому российским фанатам остается только ездить на концерты в другие страны, что, кстати, тоже не так уж и плохо!

Джимми Киммел (Jimmy Kimmel), Роджер Тейлор (Roger Taylor), Брайан Мэй (Brian May), Адам Ламберт (Adam Lambert)
Джимми Киммел (Jimmy Kimmel), Роджер Тейлор (Roger Taylor), Брайан Мэй (Brian May), Адам Ламберт (Adam Lambert)

RW: Некоторые поклонники группы «Queen» считают, что после смерти Фредди Меркьюри группа не должна была выступать под этим именем, как это происходит сейчас. Какое у Вас мнение на этот счёт? Как относитесь к проектам «Queen» с Адамам Ламбертом и Полом Роджерсом?
– Как ни странно, к обоим отношусь положительно. Благодаря этим проектам музыка «Queen» остаётся живой, к ней может приобщиться молодежь. И это не обычные кавер-проекты. Общий саунд и невероятное шоу, без которых «Queen» невозможно представить, сохраняются. Если говорить по персоналиям, на мой взгляд, с Полом Роджерсом было крайне интересное попадание. Он привносил много своего, и это было чертовски органично. С Адамом Ламбертом дела обстояли хуже — изначально он вообще не вписывался в коллектив и песни в его исполнении звучали, мягко говоря, странно. Но со временем многие шероховатости были устранены и их последний тур, посвященный юбилею «News Of The World» продемонстрировал очень высокий исполнительский и ансамблевый уровень. Группа начала играть как единое целое, и концерты слушаются на одном дыхании (я лично посещал два концерта с этого тура).

Freddie Mercury of Queen on 9/19/80 in Chicago, Il. (Photo by Paul Natkin/WireImage)

RW: Как Вы относитесь к сольному творчеству участников Queen? Музыка кого из них Вам ближе? Что известно о новинках в этой сфере?
– С сольным творчеством участников Queen я, разумеется, знаком хорошо. Фредди Меркьюри при жизни, помимо музыки, созданной с Queen, успел записать один сольный альбом, одну пластинку с Монсеррат Кабалье, а также отметиться в записи массы проектов знакомых музыкантов. Ознакомиться с его творческим наследием можно благодаря специальному изданию «Freddie Mercury Solo Box Set», вышедшем в 2000 году, где был собран практически весь материал, не относившийся к «Queen».

21 октября 2010, Берлин, премьера мюзикла'We Will Rock", фото: Jens Kalaene
21 октября 2010, Берлин, премьера мюзикла’We Will Rock», фото: Jens Kalaene

Самым плодовитым композитором из «Queen» был и остается Роджер Тэйлор. На его счету пять сольных альбомов, а также собственная группа «The Cross», которая существовала параллельно(!) с Queen. Тэйлор тоже недавно выпустил бокс-сет «The Lot». Кстати, говоря о сольном творчестве Роджера, нельзя не вернуться к разговору о фильме «Богемская рапсодия»: один из основных конфликтов в фильме возникает на почве того, что Фредди сообщает остальным участникам коллектива, что планирует записать сольный альбом. И вся группа с ужасом на него смотрит: «Фредди, ты разваливаешь группу, предаешь свою семью». Так вот, к тому моменту, как Фредди записал свою сольную пластинку, у Тэйлора было выпущено уже два полноценных диска. Но авторы фильма посчитали этот факт несущественным.

Гитарист группы Queen практически не занимался сольной деятельностью до 1991 года — единственное, что он выпустил — был EP с четырьмя композициям «Star Fleet». С момента смерти Меркьюри, Мэй выпустил два полноценных сольных альбома, две пластинки со звездой мюзиклов Керри Эллис, а также записал массу материала со звездами рок и поп – музыки. Увы, никаких бокс-сетов или антологий музыки Брайана Мэя никогда не выходило, поэтому можно только догадываться сколько неизданных записей лежат у него «на полке».

Басист Джон Дикон, самый замкнутый член группы, никогда не баловал фанатов сольным творчеством. Оно и не мудрено, он не умеет петь и, следовательно, как солист вряд ли мог бы на претендовать на что-то серьезное. Конечно, он вполне мог бы писать музыку для других исполнителей, как делал это многие годы, работая с Queen, но вскоре после смерти Фредди, Джон решил покинуть не только группу, но и вообще уйти из музыкального бизнеса.
Что касается моего отношения к сольному творчеству музыкантов Queen, я не могу выделить что-то однозначно любимое или нелюбимое. Это, как мне кажется, дело настроения. Но в любом случае все музыканты Queen написали много достойной и очень разной музыки. Я считаю, что познакомиться с ней должен любой меломан.

RW: Пойдете ли Вы на прощальный концерт группы «Kiss» в Москве в июне этого года? Будет ли он, по вашему мнению, действительно последним?
–Увы, прекрасная концертная команда «Kiss» в последние годы понесла невосполнимую утрату. Они потеряли голос основного вокалиста Пола Стэнли. То, как в последние годы Стэнли поёт, разумеется, никак не может соответствовать высоким стандартам, заданным «Kiss» в предшествующие десятилетия. Поэтому, я думаю, что тур и, правда, последний (во всяком случае, в нынешнем составе). Оговорка моя не случайна – «Kiss» со своими знаменитыми масками заложили основу для бессмертной группы. Ведь маски — на то и маски, чтобы под ними скрывались всё новые и новые люди.
Что касается того идти или нет — вопрос сложный. С одной стороны шоу у Kiss всегда прекрасны и послушать их музыку на стадионной акустике всегда приятно (тем более Стэнли поет далеко не во всех песнях), поэтому изначально я, разумеется, планировал идти. Но тур уже начался, и в интернете закипает недовольство уже посетивших концерты людей. Многие утверждают, что целый ряд песен исполняется музыкантами под фонограмму. Такой поворот, конечно, любого заставит задуматься — стоит ли отдавать деньги за билет на записанное шоу? Посмотрим, что будет происходить ближе к российским концертам.

https://youtu.be/RFlUZOBrzrs

RW: Какие работы группы «Kiss» в 21 веке, по вашему мнению, достойны внимания? Просто люди больше знают их ранее творчество.
–На мой взгляд, самый сильный состав у «Kiss» был не в XXI веке и не в начале их творческого пути в 70-е. Если вы спросите моего совета, то лучшие (а в чем-то и безупречные) работы «Kiss»- это пластинки, вышедшие в 90-ых годах: «Revenge», «Carnival of Souls, «MTV Unplugged», «Alive III», «Psycho Circus». Каждый из этих альбомов можно считать эталонным. Великолепные музыканты и великая музыка. Знакомство с «Kiss» я бы начинал именно с этих дисков (а возможно на них бы и заканчивал)

Гитарист Эйса Фрейли (Paul Daniel «Ace» Frehley)
Гитарист Эйса Фрейли (Paul Daniel «Ace» Frehley)

RW: Какие сольные альбомы участников «Kiss» вам кажутся наиболее интересными и почему?
– К сольным работам участников «Kiss» я отношусь достаточно спокойно. Поскольку «Kiss» всегда были очень прагматичны  и ориентированы на маркетинг, все лучшие песни всегда попадали на альбомы группы, а на сольных альбомах оставался материал, так или иначе не отвечавший стандартам «Kiss».
Наиболее интересными мне кажутся работы Эйса Фрейли. У него всегда много очень интересной, аутентичной музыки.

реюнион группы Rainbow
реюнион группы Rainbow

RW: Как Вы относитесь к реюниону группы Rainbow с Ричи Блэкмором? Были ли на концертах нового состава?
К воссоединению группы «Rainbow» я отношусь как к настоящей профанации. Увы, старый Ричи Блэкмор оказался не в состоянии сыграть большую часть своих собственных произведений и прекрасный Ронни Ромеро — новый солист группы — не может компенсировать своим мощным вокалом отсутствие гитары. Вообще проект крайне странный. Например, я помню концерты покойного Чака Берри, которые он давал уже в крайне пожилом возрасте. Разумеется, он не мог играть как прежде, но он и не пытался — в группе всегда был второй гитарист, который в нужный момент доигрывал все виртуозные пассажи, так что Чаку оставалось лишь играть всем известные рифы и петь. Всех зрителей такое положение дел устраивало. В случае с «Rainbow» ситуация другая. Ричи и его белый фендер остаются один на один со стадионом фанатов, знающих каждую ноту в каждой музыкальной композиции. И раз за разом происходит фиаско. Не знаю — продолжит ли этот проект существование или нет, но у меня после концерта было ощущение, что меня обманули. Слышал похожие отзывы и от других людей, посетивших это мероприятие.

группа Zombies
группа Zombies

RW: В чем уникальность и оригинальность музыки «Zombies», о которых вы сделали два замечательных эфира в «120 минутах классики рока»?
– У «Zombies» невероятно красивая музыка. На этом в принципе можно было бы остановиться — этого уже достаточно. Им очень не повезло в начале творческого пути, в 60 – ых. Они попали не к тем продюсерам и из них не смогли сделать звезд величины Beatles. А задатки были фантастические — очень хорошие музыканты, очень хорошие композиторы, прекрасный вокалист. История «Zombies» — это история череды фатальных ошибок. Но у нас осталась их музыка — филигранные аранжировки, изумительные мелодии. Невероятно, что такая группа могла исчезнуть. И заметьте, не я один так считаю — после реюниона группы десять лет назад они постоянно ездят по Европе и Америке и неизменно собирают полные залы. Такая вот странная история — людям потребовалось 50 лет, чтобы оценить группу по достоинству.

Роберт Плант (Robert Plant)
Роберт Плант (Robert Plant)

RW: С чего лучше начинать знакомство с сольным творчеством Роберта Планта? Какие альбомы вы больше всего выделяете для себя?
– Сложный вопрос. Роберт Плант всегда разный и каждый период его творчества по-своему интересен. Так что с чего начинать я не отвечу. А самый интересный альбом, на мой взгляд, это «Mighty Rearranger». Есть такой жанр «world music», в котором в равных долях сочетаются рок, этника и электронная музыка. Так вот альбом Планта — это квинтэссенция world music. Ни до, ни после, я не слышал более цельных и законченных работ, которые бы так гармонично сочетали в себе все эти далекие друг от друга стили.


Главный редактор: Евгений Федоров
Автор: Фарид Дибаев


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube