10 апреля в здании 12 коллегий в Санкт-Петербурге состоится концерт «Баухауз-Музыка+Кандинский. Между мирами, в котором примет участие Сергей Летов.
Сергей Летов – известный саксофонист, импровизатор, основатель духового ансамбля «Три О», практически бессменный участник легендарной «Поп-механики» Сергея Курёхина, игравший в ряде других отечественных групп. Автор музыки к фильмам и спектаклям Театра на Таганке, МХАТа и других театров в Москве, в Италии, Австрии. В 2010 получил государственный грант за программу «Немое кино – живая музыка».
В новом интервью мы поговорили с Сергеем Фёдоровичем о его отношении к феномену и музыке его младшего брата Егора Летова, игре в юбилейном концерте группы «Коммунизм», озвучивании немого кино, событиях на Украине и о многом другом.
RW: Сергей Фёдорович, расскажите ваши впечатления от игры на юбилейном концерте «Коммунизма», приуроченном к их 30 – летию?
– Получил приглашение выступить на юбилейном концерте «Коммунизма» еще летом, во время очень интересного фестиваля «ПроТоАрт», проходившего в Манеже Санкт-Петербурга. Первоначально график был очень плотным, собирался сразу же после первого концерта уехать в Тулу на другой концерт, а 19-го — до того, мне надо было сыграть в Москве с выдающимся испанским гитаристом Анхелем Онтальва. В итоге — Тула перенеслась на неопределенное будущее (в октябре и ноябре я уже занят чрезмерно), а 20-го получил приглашение выступить на XIX-й Конференции по Трансперсональной Психологии в Петербурге (EUROTAS) — за день до меня там выступал Борис Гребенщиков. Вот такой плотный график. Ну что ж, отыграл на конференции с кубинским вокалистом и перформером Гильермо Луисом Ортой Бетанкуром, а на следующий день — «Коммунизм», а еще на следующий выступил на Коммунистическом Субботнике» — там же в «Сердце» с группой Константина Рябинова «Мечта».
Ну что ж — повидал старых друзей — Александра Андрюшкина, Манагера, Игоря Жевтуна, Кузьму. Играл на саксофоне теноре и на новом электронном инструменте Roland Aerophone AE10, который я специально программировал к концерту. На рок-концертах он еще не звучал, кажется. Я теперь лучше понимаю, какие звуки и частоты лучше слышны. Программу я получил накануне по интернету, распечатал список песен с указаниями, где мне желательно играть. Из-за того, что я 21-го сентября оказался в Петербурге на концерте «Коммунизма», мне впервые за 30 лет пришлось вместо празднования ДР 24 сентября играть в Есенин-центре прогон сцен из нового спектакля. Ну, еще раз за эти 30 лет у меня получился в 2010 концерт в Мюнстере с Мэттью Шиппом и Джо Моррисом, американскими джазовыми музыкантами.
RW: Как вы сами относитесь к группе вашего брата «Гражданская оборона»? К ее наследию? Помните, как услышали её в первый раз и какое впечатление она произвела?
— Я играл с Обороной с осени 1998 г. до февраля-марта, кажется, 2004 года. Игра в группе требовала очень большой физической нагрузки. Нужно было найти себе, своему саксофону место в песнях, которые были сочинены и аранжированы так, что там никакого саксофона не предполагалось, просто места для него не было. Ну что ж, как поется в песне ДК «я люблю позиции без смысла» и т.д. Интересно решать трудные задачи, интересно играть в группе, где от тебя требуются не какие-то конкретные ноты, а просто максимальная интенсивность проживания жизни на сцене, такая заразительная бесноватость. До того, в моей жизни такого от меня требовал только Сергей Курехин (но он-то требовал не только этого). Практически это единственная группа в моей жизни, на концерте которой я употреблял крепкий алкоголь — нужна была энергия на 25 — 30 песен, а без него я выдыхался уже к концу первого отделения. Такая вот работа на износ. Игорь присылал мне записи Гражданской обороны с самого начала, с самых первых своих опытов записи наложением.
RW: Как относитесь к современному «Аквариуму»? Согласились бы сыграть с ними?
– Я не знаю, что такое современный «Аквариум», и про несовременный мало что знаю. В последний раз слушал лет 10 назад или больше. В 80-х мне нравился «Аквариум» (слушал на бобинах, их мне одолжил Артем Троицкий. Дело в том, что после совместного выступления с Курехиным, Цоем и Гребенщиковым в декабре 1982 Борис предложил мне играть в московских концертах «Аквариума». А я вот не слышал ничего тогда об «Аквариуме» и спросил у Троицкого, что это такое. Помню, что особенно понравилось моей жене.). Однажды Курехин пригласил меня в ЛДМ на концерт «Аквариума» — он сам не играл. Со второго отделения мы с ним ушли. А вообще-то я ведь играл с «Аквариумом» — например на первом фестиваль Ленинградского рок-клуба в 1983. Да и потом с БГ случалось вместе выступать — например в квартете с Кондрашкиным и Курехиным в зале Финляндского вокзала. Что ж, Борис очень талантливый администратор, привлекает очень сильных музыкантов. Со многими мне приходилось потом играть. Это своеобразный знак качества.
RW: Как вам играется с бывшим участником «Аквариума» Олегом Шарром. Какие проекты вас связывают? Расскажите, пожалуйста, поподробнее?
– Во-первых, Олег Шарр чрезвычайно симпатичный человек, обладающий незаурядной харизмой. С ним не только музицировать приятно, а просто находиться в одном пространстве, дышать одном воздухом. Мы познакомились на озвучивании аргентинского кинофильма «Антенна», которое организовал терменвоксист Владимир Китляр. Олег пригласил в салон «Невский-24» некоторых других музыкантов «Аквариума», с которыми тоже потом приходилось на сцене встречаться. У нас возникло такое трио для кино-проектов с Китляром и Шарром, мы озвучивали фильмы в ЛенДоке, в Историческом Музее в Москве. С Олегом вдвоем летали в Екатеринбург, сажали именные деревья в экологическом лагере в Западном Крыму, играли в Изборске и в экологическом хуторе «Утешение» на берегу Чудского озера, в трио с А.Ф. Скляром играли в Териберке на берегу Северного-Ледовитого Океана.
RW: В какой из рок-групп вам было комфортнее и интереснее всего?
– Самая интересная работа — это ДК (1984-1987). Самая комфортная — это выступления с Александром Феликсовичем Скляром и его группой «Ва-Банк». Очень интересный проект получился с ними при озвучивании старинного японского фильма о 47 ронинах (я там играл на флейтах, в том числе на дальневосточных) и последующего концерта, где я играл в тех же песнях на саксофоне.
RW: Как вы считаете, в чём секрет феноменальной популярности вашего младшего брата Егора Летова и его «Гражданской обороны» и «Коммунизма» среди молодежи?
– Я полагаю, что Игорь смог наилучшим образом отразить душевный мир подростка, не важно, какой возраст у человека. Игорь обращался к подростку в душе человека. У Игоря было все настоящее. Это большая поэзия. Ну и для многих своих поклонников он является по сей день окном в мир высокой культуры. Среди его поклонников почти нет людей, которые по собственной инициативе прочитали бы стихотворение об Офелии Артюра Рембо или роман Маркеса. Вот на днях давал интервью одному питерскому изданию, и они заменили Маркеса на Борхеса.
RW: Какой взгляд у вас на происходящие в Украине события? На присоединение Крыма? Как вы считаете, какой позиции в этом придерживался ваш брат, или это умозрительный вопрос?
– Я абсолютно не принимаю то, что произошло на Украине и ноги моей там не будет, пока оттуда не вычистят всю фашистскую сволочь, все эти правые сектора, белые молоты, азовы и с14. Пишу с маленькой буквы, так как эта гадость больших не заслуживает. Игорь фашистов ненавидел. И об этом не один раз высказывался.
В Крыму у меня живет старшая дочь и три внучки. Когда начался Майдан, дочь потихоньку начала осваивать квартиру в Омске, где жил мой отец. Подготавливала, наверное, вариант, когда придется эвакуироваться в Сибирь, если правосеки и последователи дмытро корчиньского в Крыму начнут «порядок» наводить.
Внучка рассказала мне, что в день референдума в ее школе (она училась в украинской школе, так как окончившим русскую школу практически невозможно получить высшее образование на Украине) все девочки завязали в косички ленты в цвета российского флага. Сейчас она заканчивает университет по специальности русская филология.
RW: Хотелось бы подробнее узнать о вашей работе по музыкальному сопровождению фильмов.
– Я начал озвучивать фильмы вживую на концертах по заказу Гете-Института. Первым таким проектом стали прото-фильмы братьев Складановских, снимавших еще за полгода до первых опытов братьев Люмьер. Потом долгое время я озвучивал только «Фауст» Мурнау вместе с Алексеем Борисовым. Постепено я стал озвучивать и советские фильмы, и первый полнометражный русский фильм «Оборона Севастополя», фильмы Дзиги Вертова, Фритца Ланга, Эйзенштейна. В 2010 я был удостоен гранта Президента РФ в области науки и культуры.
В прошлом году, например, меня пригласили показать фильм Дзиги Вертова «Одиннадцатый» — об установлении Советской Власти на Украине — в Сент-Уэне под Парижем на дебатах различных коммунистических партий Франции после поражения коммунистического кандидата Меланшона на выборах Президента Франции. Мы ехали их Брюсселя, сильно опаздывали из-за пробок, и приехав, обнаружили, что атмосфера на дебатах сильно накалена, на грани насилия. И вот фильм Дзиги Вертова с нашей музыкой (только электронная музыка — MIDI-контроллеры, в том числе духовые и MIDI-вибрафон) всех примирили, хотя бы на время. Впереди полет на Сахалин с фильмом по сценарию Маяковского «Октябрюхов и Декабрюхов», советские фильмы в Брауншвейге, на будущий года снова Германия — 100-летие Баухауза.
RW: Вы принимали участие в Популярной механике Сергея Курехина. Скажите, как это выглядело изнутри? Не тяжело ли было быть в вихре происходящего перфоманса?
– Поп-механика — это праздник. Для меня это был первый по-настоящему серьезный проект, в котором я принимал участие. Курехин иногда писал для меня (только для меня, так как я, пожалуй, единственный, кто мог исполнять самые разные его задумки) инструкции-партитуры. Мы играл с Курехиным дуэтом, например в таком виде вышла первая его пластинка в СССР «Полинезия», была Малая механика — мы с Курехиным + ритм-секция, Большая механика — там я был одним из солистов.
RW: Как оцениваете роль Сергея Курехина в современной музыке?
– Ну, это мне сложно. Я не могу смотреть на Курехина или Егора Летова беспристрастно, как критик. Для меня это близкие живые люди. Для меня роль Курехина в моей жизни очень велика. Поэтому я создал сайт http://kuryokhin.letov.ru — о нём.
RW: Еще вопрос, как вы воспринимаете Егора Летова в первую очередь как поэта, философа, идеолога или музыканта?
– Прежде всего, как выдающегося большого поэта, как очень сильного харизматичного перформера, как очень способного — просто безупречного промоутера своего творчества, своей собственной группы и себя самого.
Главный редактор: Евгений Федоров
Репортёр: Фарид Дибаев
Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!
Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube