Музыкальные радиопередачи Владимира Ильинского на «Эхе Москвы» я, как и значительная часть меломанов нашей страны, слушаю уже много лет, и до сих пор искренне радуюсь каждому новому эфиру, неважно будь он о любимых роллингах и битлах или, допустим, рок музыкантах из Японии. А все потому, что трудно найти в отечественной журналистике столь же преданного рок-музыке человека, готового часами «копать» наследие не только всем знакомых рок-титанов, но и тысячи малоизвестных групп 60-70-х годов, оставивших после себя две-три чудом сохранившиеся записи.
В новом интервью Владимир Игоревич поделился своим отношением к недавнему переизданию альбома «Egypt Station» Пола Маккартни, реюньону «Rainbow», творчеству «Whitesnake» и моде на биографические фильмы, а также рассказал, почему считает нечестным эксплуатацию некоторыми группами своих названий.
RW: Дядя Володя, как на Вас повлияла история с Вашим попаданием в больницу, которая, признаюсь, Ваших слушателей изрядно напугала.
– В жизни все случается впервые – первый класс, выпускные экзамены, первая любовь… И инсульт тоже. И хорошо, если дело в буквальном смысле обходится малой кровью. Скажу сразу, мне не было страшно. Просто хорошо бы понять, что это инсульт, сразу, а не как я – через 8-10 часов после появления первых симптомов. Когда понял, что плохо работает рука и совсем не хочет работать нога, я был дома один. Позвонил в скорую и сел писать записку близким. Кто знал, чем все может закончиться, надо было на худший случай сказать им самое важное. Но, в конечном счете, мне повезло, и через две недели я уже был в эфире, так что многие слушатели могли и не заметить моего исчезновения. Потом, правда, я на три недели ушел в отпуск, но об этом я всех предупредил. Тем не менее, восстановление все еще продолжается, даже спустя полгода. Как повлияло попадание в больницу и вообще вся эта история? Не знаю… Наверное начинаешь больше ценить то, что имеешь, и тех, кто тебе дорог. И эфиры тоже, ведь они давно стали в определенной степени образом жизни. В общем, про меня можно сказать словами одного из врачей из «Буратино»: «пациент скорее жив, чем мертв».
RW: Как отнеслись к масштабному переизданию альбома «Egypt Station»? Очень разные оценки среди битломанов этого релиза.
– В какой-то степени это меня огорчает. У меня уже было 4 издания Маккартневского альбома «New» – первое в 12 треков, потом второе – в 14, потом японское в 15 и, наконец, делюкс с бонусным диском. Сейчас история повторяется с еще бОльшим размахом. Но насильно ведь покупать делюкс издания и чемоданы никто не заставляет, дело это добровольное. Но все-таки всего 6 принципиально новых треков по сравнению с первым стандартным европейским изданием – это, мне кажется, маловато.
RW: Приоткройте завесу тайны, исследованием каких групп и исполнителей занимаетесь в настоящее время?
– Я слежу за несколькими музыкантами, которым все еще доверяю, и не пропускаю их новые релизы. Ну, скажем, за Робином Трауэром, Йеном Андерсоном, Джимом Ли, Полом Маккартни, Ринго Старром, Йеном Гилланом, группами «Rush», «Dream Theater», «Deep Purple». Следил за Элвином Ли, пока он был жив. Было бы интересно дождаться нового альбома от братьев Дэвисов, которые, по слухам, могут возродить «Kinks». Наверняка сейчас кого-то забыл. Но некоторые из когда-то любимых уже утомили бесконечным повторением самих себя. Называть их не хочу, ведь многие меломаны все еще этих людей слушают и даже любят. Потом время от времени всплывают какие-то архивные записи интересных мне музыкантов, сделанные еще в начале 70-х, и очень часто эти релизы необычайно интересны. Но главное увлечение последних лет – это поиски малоизвестных групп периода 67-го – 75-го годов. Их тысячи этих групп. Тысячи! А мы не только их не слышали, мы зачастую даже их названий не знаем. В эфире я завел рубрику «Кунсткамера», где ставлю треки именно этих никому не известных исполнителей, многие из которых записали всего один альбом и канули в вечность, так и оставшись никому не известными. Некоторые записи до нашего времени пролежали где-то на полке, и стали альбомами только сейчас. А они ничем не хуже (как минимум) того, на чем все мы выросли. В эфире уже прозвучали более 900 таких групп, а конца им пока не видно. Только поняв, сколько людей и групп создали то, что мы называем рок-музыкой, можно понять весь масштаб этого явления. 30 или 40 имен, которые у всех на слуху, это ничто, это длишь капля в море. Ищите, слушайте, открывайте для себя корни рока, ведь с середины 70-х по существу ничего нового сыграно не было.
RW: Как Вы относитесь к реюньону группы «Rainbow» с Ричи Блэкмором? Были ли на концертах нового состава?
— Ричи должен был это сделать 15 лет назад вместо того, чтобы клепать абсолютно пустые альбомы для своей жены. Ну, хотя бы параллельно с ними можно было что-то играть и записывать. Сегодняшний Rainbow – это жалкая пародия на самих себя. Ощущение, что он и играть уже разучился. И вокалист его новый – тоже никакой, без собственного стиля. Ощущение такое, что слушаешь не Блэкмора, а какую-то трибьют-группу. Да и начать надо бы все-таки с какого-то нового материала, а не переигрывать старый. Лучше прежнего, или хотя бы на том же уровне, они не сыграют.
RW: После «Богемской рапсодии» началась мода на экранизацию жизни музыкантов. Почему Вы все-таки равнодушны к таким картинам, ведь, что ни говори, они вызывают интерес у молодёжи к кумирам прошлого.
– Я помню всех этих музыкантов, существует масса видео их концертов. Зачем все это изображать, придумывая какие-то сцены и диалоги, которых, возможно, в реальности и не было никогда. Это же могу сказать и о фильмах об известных людях – Александрове и Орловой, Гурченко и т.д. Это какой-то абсурд. Эти люди были уникальны, сыграть их невозможно и не нужно даже пытаться это делать. Представьте просто, что вашего отца или маму будет кто-то играть… Это может понравиться? Интерес молодежи? Не знаю… не уверен. Можно подумать, что они сходят в кино и начнут покупать все эти альбомы или смотреть старые фильмы? Как-то мало верится. По-моему, это просто желание заработать на именах великих. Пытался когда-то читать книгу «Осколки неба» из этой серии. Авторы будто были шестым и седьмым участниками «Beatles» – так бодро они выстраивают не существовавшие никогда диалоги. Но это же какой-то театр абсурда! Зачем что-то придумывать. Для истории о великих есть документальные книги и документальное кино. Я смотрю на какого-то Джона Попкина и должен почему-то видеть в нем Джона Леннона? Для этого нужно быть фигурой такой же величины, такого же масштаба. Снимайте лучше что-то из жизни бандитов. Это у всех получается много лучше.
RW: Раз уж коснулись темы фильмов, как Вы отнеслись к скандалу, связанному с цензурированием некоторых откровенных сцен в картине «Рокетмен» в российском прокате?
– Сразу скажу, что не пошел бы на этот фильм в любом случае. Я никогда не любил слащавого, как мне кажется, Элтона Джона. Но резать кино – это вне всякого сомнения недостойно, хотя признаюсь, видеть эти сцены (если бы я пошел) мне было бы неприятно. Не понимаю, зачем вообще все эти моменты афишировать, личная жизнь на то и личная, чтобы никто в нее не совался. Кто кого любит и как – это дело частное. К тому же смотреть кино про Элтона будут не только меньшинства, но и так называемое большинство, если говорить об ориентации. Выпячивание интима – кому это нужно? Это ненормально вне зависимости от того, принадлежишь ты к меньшинствам или нет. Если Элтон хотел бы, чтобы это видели все, значит с ним не все в порядке.
RW: В последнее время растет давление на российскую культуру, в первую очередь, на рок и рэп -музыкантов (запреты концертов «Машины Времени», «ДДТ», «Аквариума», «Хаски», «Айспик» и др. в некоторых регионах). Какое у Вас мнение по данному вопросу?
– Любое давление вызывает у нормальных людей неприятие, и неважно на кого – на журналиста или музыканта. Но в такое время мы живем сейчас. Другое дело, что, скажем, рэп мне лично непонятен, и я его не принимаю, но это не значит, что его надо запрещать, а исполнителей гнобить.
RW: Очень бы хотелось (и это не только моё мнение), чтобы в рамках беспредела в «120 минутах» Вы с Дядей Мишей все-таки большее внимание уделяли новым альбомам, хотя бы прославленных рок-ветеранов. Тем более, в последнее время новые пластинки «старичков» сыплются просто как из рога изобилия. Только в мае-июне: новые «Whitesnake», «Santana», Elton John, Alan Parsons, Suzi Quatro, Patti Smith и др.
– Насчет больше – вопрос спорный. Мы делаем эфиры про тех, кто нам самим нравится, кто держит свой уровень, кого мы относим к классике рока. Новинки обычно представляем. Но что делать, если многие сегодня выдают «на гора» второсортный материал? Ну, скажем, Кен Хенсли. Он штампует альбомы один за другим, но у меня постоянно ощущение, что я все это уже десятки раз слышал. Зачем уничтожать собственное доброе имя? Исключения, конечно, есть. Это и названный мной уже Трауэр, и «Whitesnakle», чей последний альбом мне понравился, и «Santana» – альбом «Santana IV» отличный, вполне в духе «Abraxas», лучшей работы Карлоса за всю его историю. Сюзи Кватро – ничего особенного, а вот ее совместная работа с Пауэллом и Скоттом – это что-то из разряда мертворожденной музыки.
Не забывайте, что наша программа – авторская, она отражает лишь наше частное мнение, мы не претендуем ни на что, не представляем ни взгляды нынешнего, ни нашего поколения. Это лишь наше мнение, причем по многим вещам у нас с дядей Мишей мнения расходятся. Можно прислушиваться к нам, а можно нет. Мне, например, не интересны наши рок-исполнители. Когда наш рок вышел из подполья, я скупил все пластинки, которые только были выпущены «Мелодией». Я прослушал их по разу и понял: мне это уже не интересно, я все это перерос, меня не привлекают одни лишь тексты, мне нужна музыка, а с ней дело плохо. И было, и есть. Андерграунд еще может чем-то удивить, а тех, кого причислили к лику мастеров отечественного рока, нет. Классика мирового рока произросла из блюза и рок-н-ролла. Кто из наших может сходу это сыграть? Даже специализирующиеся на блюзе команды, делают это не слишком убедительно. Наш рок – это разновидность рока. Я бы назвал ее русский рок, это нечто абсолютно особенное, аутентичное. Вот все задаются вопросом: почему наш рок не идет на Западе? Да потому что там никто не понимает текстов, а кроме них и нет ничего. Вполне допускаю, что многим это может нравиться. Но многим нравятся и Егор Крид и Ольга Бузова. Так что мнение недалеких людей — это не показатель. Мне слушать наших рокеров как минимум скучно. Да, я категоричен, но это мое мнение, мнение ведущего и автора авторской программы.
RW: В этом году 50 лет исполняется «Uriah Heep». Грядет юбилейный тур и переиздание ранних альбомов. Было бы интересно узнать Ваше мнение об этой группе и творчестве Кена Хенсли. Не кажется ли Вам, что «Хип» незаслуженно мало уделяется внимание в «120 минутах»?
– Про Кена я уже высказался. После его бесконечных новинок я ловлю себя на том, что уже и старые его альбомы слушаю с трудом. Преобладает ощущение бесконечного повтора того, что когда-то нравилось, доставляло радость и удовольствие. Все-таки надо знать меру, нельзя бесконечно штамповать собственные копии. Насчет «Uriah Heep» в целом? Вопрос сложный. Для меня «Uriah Heep» – это Байрон, Бокс, Керслейк, Тэйн и Хенсли. Все остальные составы – это уже совершенной иной коленкор. А теперь я скажу то, что смело можно отнести и к «Nazareth», и к «Sweet», и ко многим другим. Нельзя эксплуатировать название всеми любимой группы, когда в ней, скажем, из пятерых участников остался один, причем порой даже далеко не самый ценный. Это уже какая-то абсолютно другая группа, и не важно, хорошая она или плохая — просто другая. А другая группа (по саунду и составу) и называться должна по-другому. Представьте, что после распада «Beatles» Пол Маккартни, набрав музыкантов, не назвал бы свою группу «Wings», а сохранил бы название «Beatles». Сохраняя всем известное название, оставшиеся от классического состава музыканты, мне кажется, играют на наших чувствах, на нашей памяти, пытаясь на этом заработать. Мне кажется, это просто нечестно по отношению к нам. А разве не возмутительны афиши «Dire Straits» или «Creedence» и им подобных, которые постоянно видишь в Москве? Это же очевидное надувательство!
RW: Любопытно также узнать Ваше мнение о творчестве «Whitesnake». Тем более, сериал о них только что стартовал в Вашей передаче.
– Всегда считал их группой, если и не второго сорта, то чем-то не из числа самых лучших. Но, готовя сериал про Кози Паулла, который отметился в записи альбомов более 60 групп и исполнителей, поймал себя на том, что в сравнении с многими другими хард-роковыми группами «Whitesnake» отличаются в лучшую сторону, особенно это заметно в период, когда там играли трое из состава «Deep Purple». У них есть свое лицо. А вокал Ковердейла мне нравился, в общем-то, всегда. Хотя любимыми у меня всегда были и остаются Гиллан и Дио.
RW: Какие рок альбомы Вас порадовали в последнее время и почему?
– К сожалению, из новинок, пожалуй, и вспомнить особо нечего. Радуют собственные раскопки из области старья. Вот, где настоящий Клондайк! Вот, где классика звучания, вот, где настоящие корни и истоки рока. К тому же я – убежденный музыкальный старьевщик, меня старина интересует много больше новинок. На современную музыку жалко времени, да и смотреть надо на нее сквозь призму времени. Вот пройдут годы, и будет понятнее, состоятельна она вообще или нет.
RW: Как вы оцениваете новость о временном воссоединении «ABBA» для записи нескольких новых песен? Будет ли эфир в «120 минутах» посвященный этому релизу (когда он состоится, разумеется).
– Ой, не нравится мне эта затея, ой не нравится! Одна плохая песня может убить все хорошее, что было ими сделано. Очень хотелось бы ошибаться, к тому же я не особо верю, что они сподобятся что-то выпустить.
RW: Какие 10 пластинок, выпущенных при участии (может быть эпизодическом) музыкантов Beatles Вы считаете наиболее интересными и необходимыми для коллекции битломана?
– Большинство меломанов понятия не имеют, о каком количестве альбомов идет речь. Джордж Харрисон, например, принял участие в записи более чем 120 дисков, Ринго Старр – в более чем сотне, Пол Маккартни – тоже в сотне с хвостиком. Правда, часто их участие ограничивалось игрой на одном-двух треках. Мне кажется, самыми интересными были работы Харрисона, скажем его участие на ранних альбомах Гари Райта или Харри Нилссона, на альбоме Ники Хопкинса «The Tin Man Was A Dreamer».
RW: Что думаете о концертах с участием голограмм известных музыкантов? Вот и Аbba и Дио планируют отправить в мировой тур вместо себя такие голограммы.
– Это, на мой взгляд, ужасно. Не понимаю людей, которые готовы идти на это и тем более платить деньги. Концерт – это живое исполнение, где важны эмоции именно сегодняшнего дня, а не нечто из двадцатилетнего далека. Тот же Дио ведь говорил, что за концерты под фонограмму нужно платить ксероксами настоящих денег.
Справка: Владимир Игоревич Ильинский (род. 30 января 1952) – ведущий программ «Битловский час» и «120 минут классики рока» на радиостанции «Эхо Москвы». Сын актёров Игоря Ильинского и Татьяны Еремеевой. В 1969 году поступил на переводческий факультет МГПИИЯ им. Мориса Тореза. В 1974 году окончил институт и устроился стажёром в Агентство печати «Новости», где писал о футболе в журналах, издаваемых для стран Латинской Америки. Проработал там 15 лет, поднявшись до должности старшего редактора. На протяжении всего времени Владимир Ильинский слушает The Beatles и рок-музыку, что явилось предпосылкой для будущей карьеры музыкального радиоведущего. В 1991 году приходит на радиостанцию «Эхо Москвы», где делает первые пробные музыкальные программы. Через некоторое время становится постоянным сотрудником радиостанции и ведёт музыкальные ночные эфиры.
Вопросы задавал: Фарид Дибаев
Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!
Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube