Сегодня мы беседуем с молодой московской электронной группой While I’m Looking For Alaska. Ее участники, Яна и Рома, считают музыку продолжением своей личности и выражением для внутреннего голоса.
В октябре 2020 команда представила новый EP под названием JOMO, а 23 апреля выступят на концерте японской певицы Софи Маэда в качестве специальных гостей в клубе “Техника безопасности”.
RW: Ребята, привет! Как вы считаете, какой эффект должна произвести на слушателя ваша новая музыка? О чем ему следует задуматься и как, возможно, скорректировать свое мировоззрение?
Яна: Привет! Я не задумывалась о том, какой эффект музыка произведёт на других людей, поэтому скажу за себя. Треки на альбоме JOMO — своеобразная трансформационная терапия и отражение моего внутреннего состояния. В них я напоминаю себе, что не стоит жалеть о прошлом, что любой опыт был необходим, а изменить мы можем только то, что происходит здесь и сейчас. Не хочу больше переживать о сделанных выборах, а тем более о реакциях других людей, которые от меня не зависят. Хочу быть услышанной и понятой. Хочу, чтобы в моей жизни было меньше разрушающих меня вещей, а больше наполняющих. Перемены изнутри будут отражаться на написанных мною в будущем песнях. Может, они станут ещё грустнее и депрессивней, а может, легче и воздушней, но в любом случае они будут честными, от сердца. Без лишних прикрас. Нескладные, неидеальные, иногда излишне сложные, но мои.
Знаю только то, что музыка — моё продолжение, мой внутренний голос. Когда она выпущена, эффект для каждого услышавшего её человека будет свой. И эмоция будет своя. Потому что изначально мы все в разных точках: кто-то влюблён, кто-то одинок, кто-то устал или только потерял близкого человека. Если человеку близка песня, то он вникнет и задумается. А если нет, то лучше её выключить.
Рома: Хочется, чтобы эти песни были саундтреком размышлений, переосмыслений и прогулок в одиночестве. Я вижу, что они могут помочь слушателям избавиться от мыслей, которых слишком много в голове. А возможно, не избавиться, а научиться наблюдать за их потоком, как за течением в реке, сидя на её берегу.
RW: Яна, как ты решила начать петь? Какие песни, чьи каверы ты пела, когда группы еще не существовало?
Яна: С детства любила подпевать песням на CD-дисках в музыкальном центре. Был русский рок и попса разной степени паршивости. Но кажется, я до сих пор эти песни помню наизусть.
Помню в школе, я и мой одноклассник (Максим Галкин) пели на празднике песню «Будь или не будь» Аллы и Максима. Ему было очень неловко выступать перед всей параллелью. Идея принадлежала моей маме. Тогда у нас как раз был диск с Пугачёвой на повторе.
Любила уроки музыки в школе с несравненной Татьяной Геннадьевной, где мы помимо стандартного пения слушали произведения разных композиторов, должны были знать их все на слух и уметь определять форму, писали контрольные и диктанты, жесть короче для обычной школы. Т.Г. была строгим преподавателем, у которого ещё надо было умудриться получить пятёрку по предмету.
Много пела под гитару в лагерях. Каждый вечер мы садились в кружок и начиналась магия «ДДТ», «Кино», «Сплина», «Би-2», «Танцев Минус», «Пилота» и многих-многих других. Классное было время.
В универе я познакомилась с Ромой, который через какое-то время позвал меня вокалисткой к себе в группу. Я стала заниматься с преподавателем и делать первые шаги к улучшению своего исполнительского мастерства. А дальше случилась Аляска, где мы вдвоём начали делать ту музыку, которая бы отражала нашу противоречивость, непохожесть друг на друга, но при этом с нежностью и любовью.
RW: В октябре вы выпустили новый EP JOMO. Опишите эту работу тремя словами.
Яна: Поиски, уязвимость, надежда.
Рома: Океан, волны, любовь.
RW: Какая песня с альбома JOMO ваша самая любимая и почему?
Яна: Моя любимая песня — «Амелия». Самая личная. Она о моём внутреннем поиске. Мы долго не выпускали этот трек, сомневались, но я рада, что теперь его можно везде услышать и наполниться чередой самых разных эмоций. Нет такой другой песни, где я бы чувствовала себя собой больше. Сложная и запутанная. Но настоящая.
Рома: Мне нравится их совокупность. Мне не нравится их воспринимать по отдельности и какую-то выделять. Я чувствую с ними связь, когда они собраны именно в таком составе.
RW: В вашем творчестве много отсылок к песням Эда Ширана, артиста, у которого далеко не все получилось с первого раза. Расскажите, чем он вдохновляет вас?
Рома: Я впервые его услышал в 2015 году на радио BBC, и тогда в Европе и Штатах он был уже суперзвездой и собирал полный Wembley. Меня в нём поразило то, насколько полноценно и разнообразно можно играть музыку вживую, имея всего лишь голос, акустическую гитару и луп-педаль. Мы с Яной тогда находились в творческом тупике, потому что, переехав в другой город, мы не понимали, как искать музыкантов в группу, когда никого не знаешь.
Ширан таким образом подсказал, что можно не искать того, чего у тебя нет, а посмотреть на то, что у тебя есть. У меня тогда был синтезатор и компьютер, на котором был Ableton Live; так мы поняли, что можно сделать полноценное выступление и вдвоём, и мы его организовали уже через пару месяцев.
А еще Ширан — это удивительный человек, который может в себе совмещать и артиста, и бизнесмена в одном лице. И возможно поэтому в тех ситуациях, когда другие сдавались от того, что ничего не получалось, он продолжал работать и двигаться вперёд. И эти его усилия в итоге создали Compound effect — объём превратился в качество.
И еще маленькая деталь — на моей гитаре двоюродный брат Ширана (его зовут Мюррей Каммингс) нацарапал фразу — “write every day”.
Яна: Песни Ширана — мои любимые для пения дома и на репетициях. Я восхищаюсь глубиной его текстов, красотой голоса и неиссякаемым желанием делать музыку во что бы то ни стало, не имея плана «Б». Он очень сильный человек и артист, на которого хочется равняться. Музыка как полноценная работа на каждый день — его модель, которой и я хочу однажды достигнуть. Чем больше ты пишешь, тем лучше получается, будто из крана сначала течёт грязная вода, потом ржавая, а постепенно становится более прозрачной.
Я очень люблю альбом «X», поэтому в «Амелии» есть на него отсылка. Он пишет об эмоциях, жизненных ситуациях, любви, счастливой или несчастной, черпает вдохновение из самой жизни. Каждый человек может прочувствовать его тексты. Для меня они до сих пор откровение и большое вдохновение двигаться вперёд.
RW: Скоро начнутся майские праздники. Расскажите, хочется ли быть продуктивным в творчестве во время отдыха, или к же созданию песен и их отработке вы относитесь как к основной работе?
Яна: Лично у меня здесь играют роль даже не факт отдыха или работы, а эмоции, в которых я нахожусь в моменте. Я и в подавленном состоянии пишу песни, однако, они получаются такие мрачные, что выпускать и транслировать подобные эксперименты не хочется. Когда меня окружают вдохновляющие вещи, пишется легче. Отдых восстанавливает силы и расслабляет. Дорога до места — также отличный источник для творчества. Здесь нет какого-то универсального ответа кроме того, чтобы писать как можно больше. Когда хочется создавать, лучше держать под рукой ручку и блокнот, чтобы можно было записать пару строк или текст целиком.
Отработка — более технический процесс. Обычно мы занимаемся им не на отдыхе. Но и в этом есть пространство для создания новых версий и аранжировок или добавления изюминки в привычное звучание.
Рома: Лично я разделяю творческую работу на две части — сам креатив, рождение идеи, которая может прийти где угодно, но все же мне наверно больше всего нравится просто гулять и размышлять в одиночестве, или с кем-то долго разговаривать, еще например, когда я летаю на самолетах, мне всегда приходят в голову идеи. А другая часть — когда ты реализуешь эту идею, и тут это действительно больше похоже на работу.
В этом году мы очень спонтанно встречали Новый год с нашими друзьями — джазовыми музыкантами, с которыми джемовали и даже написали новую песню!
RW: В соцсетях вы часто пишете о сохранении внутреннего ресурса — с этим же перекликается и с концепция JOMO. Расскажите о ней чуть больше, а также о том, как лично вы сохраняете свои внутренние ресурсы?
Рома: У меня с этим огромная проблема с сохранением ресурса, и поэтому это самая острая проблема, затронутая в песнях. Я не умею понимать, когда мои внутренние ресурсы заканчиваются, и поэтому в последние годы часто «выгораю».
Яна: Мой внутренний ресурс на заботу о себе напрямую зависит от состояния. Если я в тревожности или погружена в неприятные мысли, то силы будут только таять.
JOMO — это про выбор в пользу себя, про хрупкий баланс, который хочется достигнуть и оставаться там так долго, как только сможешь. У меня получается плохо направить эту концепцию на себя. JOMO учит прислушиваться к голосу, говорящему какой выбор тебе навязан, а какой ты хочешь сделать сам. Ты можешь вести размеренную жизнь, не пытаясь всё успеть, а потом не жалеть о том, что променял важное мероприятие на посиделки с близкими или на чтение книги в одиночестве. Никакого насилия над собой, потому что «надо» пойти, а не потому, что «хочется».
Я нахожу ресурс в пеших прогулках наедине с собой, в фильмах на языке оригинала, куда также люблю ходить без сопровождения. Большим источником сил является вода во всех её проявлениях, как я уже не раз писала. Но самым ценным и наполняющим для меня по-прежнему остаются люди. Когда мы смеёмся без умолку, рассказываем истории, делимся болью или радостью, вместе плачем или возвращаем друг друга в реальность. Ещё меня заряжает факт, что дома тебя ждут, но такой опции, к сожалению, пока нет.
RW: 23 апреля вы выступите в качестве специальных гостей на концерте у русско-японской певицы Софи Маэда. Расскажите побольше о том, как проходят ваши репетиции. Есть ли в нём место спонтанности и творческому порыву или же это строгая отработка нужной программы?
Рома: У нас всегда есть цель репетиции, иногда мы даже ведём специальный trello-борд, на котором в карточках выписываем, что и как мы должны отработать. Это очень помогло нам при подготовке сольного концерта в декабре, потому что нам важно было не просто подключить инструменты и сыграть, нам было очень важно сделать так, чтобы для каждого пришедшего этот вечер остался бы в памяти как особенный вечер, и у нас это получилось. При этом часто мы ходим на репетиции просто поимпровизировать и поиграться, но мы знаем, что на такой репетиции мы экспериментируем и ничего другого.
Яна: Согласна. Репетиции бывают разными по задачам. Когда нет подготовки к конкретному выступлению, мы любим дурачиться, придумывать на ходу тесты и мелодии или развивать уже готовые идеи. Мои любимые моменты рождения и лёгкости. Идеи летают, надо просто ловить.
Когда идёт отработка к концерту, на первой репетиции мы утверждаем сетлист и продумываем, как будут звучать все песни, а затем много-много раз прогоняем и снимаем на видео, чтобы посмотреть со стороны. Иногда мы приглашаем ребят, которые записывают в процессе свои идеи или замечания по нашему исполнению.
RW: В ваших песнях и суждениях виден интерес к теме того, как новые технологии оказывают давление и меняют психику человека. А за что цепляется глаз в ваших новостных лентах? Кого вы читаете и лайкаете?
Рома: Я не читаю новостные ленты. Ещё меня выворачивает от того, что алгоритм решает, что я должен увидеть в своих новостях. Да пошел ты, алгоритм!
У меня выключены уведомления и проверяю сообщения только, когда захочу. Новую информацию я получаю раз в неделю из несколько рассылок — от журнала New Yorker, UX collective и Muzli — это по дизайну, и по музыке я подписан на рассылку от Splice и из русских СМИ — на ИМИ, при всей их тенденциозности, я считаю, что они делают очень крутую просветительскую работу и развивают музыкальное коммьюнити в России. Еще я подписан на GaryVee на ютубе и на одного чувака, который продал квартиру в Лос-Анджелесе, взял кредит и купил заброшенный город в горах где-то на границе Невады и Калифорнии. Такие истории очень вдохновляют и кормят мое любопытство и удивление этим миром.
А, еще нам с Яной недавно подарили новую книгу Джона Грина про черепах. Удивительная книга, чтобы прочитать запоем.
Яна: Ох, сложный вопрос. Кажется, я уже от всех хочу отписаться, чтобы избавиться от этого информационного шума, но как представлю, сколько это займёт времени, желание пропадает. У ИМИ есть классные лекции на YouTube. Иногда смотрю. Ещё у Soldout Mafia. Я люблю интервью с людьми разных профессий с вдохновляющей историей.
Что касается чтения, мне нравятся лонгриды. Меня не пугает читать что-то длинное, если тема близка и захватывает или полезна. Читаю Олю Маркес, причём её музыку я услышала только в этом году, а читаю уже давно, со времён первой тренировки в Секте. Люблю Андрея Дороничева и Алекса Иванова. Некоторые мои друзья пишут такие посты в соцсетях, что я зачитываюсь и задумываюсь. Какое-то время нахожусь под впечатлением.
А вообще приятно взять в руки обычную бумажную книгу и убрать телефон.
RW: Вы ведете соцсети в формате сторителлинга, многие истории — весьма личные. Почему, на ваш взгляд, раскрывать душу перед подписчиками — это правильно?
Рома: Потому что время, когда артисту достаточно было написать альбом, а потом молчать и новый альбом выпустить через пять лет и это работало, осталось в 80-х. Сейчас важны другие вещи. Нам кажется, что важно научиться общаться со своими слушателями, как с друзьями. У друзей мы спрашиваем «Как твоя жизнь», а потом рассказываем, как наша жизнь и что мы думаем. Это такая же часть творческого процесса, как написание и исполнение песен. Да и вообще, если бы жили в 80-е, мы бы все равно вели бы свой блог, договорились бы вести колонку в каком-нибудь журнале.
Яна: Для меня посты в соцсетях становятся прямым продолжением наших песен. Выпускаем песни мы нечасто, а высказаться и выразить эмоции хочется всегда. Поэтому я пишу длинные тексты и получаю обратную связь. Это же офигенное чувство — быть на одной волне со своими не только слушателями, но и читателями. Мы раскрываемся как люди, а не только как музыканты. На мой взгляд, это важно. И наши подписчики могут понять, близки ли мы им по идеям и рассуждениям, или лучше отписаться.
Образность и чувства — это про нас. В нас этого так много. Это честно. А я хочу делать то, что мне нравится и идёт изнутри. Значит так надо.
RW: Если бы у вас была возможность поужинать с человеком, неважно, жив человек или мертв, кого бы вы выбрали?
Рома: С Дэвидом Бекхэмом.
Яна: Насчёт ужина не знаю, но я бы позависала на студии со Стивеном Уилсоном. Мы бы записали совместный трек. Да и просто наблюдать за ним в процессе создания было бы увлекательно. Когда-то 12 лет назад, Рома дал мне послушать его песню, я заплакала и влюбилась в то, что он делает.
RW: Пара пожеланий читателям…
Рома: Бронируйте время, чтобы побыть без телефона, забывайте его дома, попробуйте вообще пожить без телефона. Ходите на концерты ваших друзей-музыкантов! А ещё пересмотрите мультфильм «Паровозик из Ромашково».
Яна: Я желаю вам любви и доброты. Заботиться о себе. Отдаваться родным людям, проводить с ними время, пока есть такая возможность. Уметь чему-то говорить «нет», не быть удобным, но при этом говорить «да» новым опытам.
Обнимать сильнее. Любить всем сердцем. Держать за руку. Гладить по волосам. Чувствовать, как разливается тепло по телу.
Быть честным с собой.
Блиц!
Подберите любую песню под одну из нижеперечисленных ситуаций…
- Поезд остановился посередине поля и не едет дальше
Яна: Troye Sivan «Take Yourself Home», потому что «If I’m gonna die, let’s die somewhere pretty». Когда поезд не едет, ты можешь задуматься, где в этой жизни ты остановился и почему застрял в этой точке. Да и просто можно насладиться красотой природы, в которой всегда можно найти что-то близкое и полюбоваться.
Рома: Slipknot «People = Shit», потому что тогда все в вагоне начнут галдеть и возмущаться, почему поезд остановился, а меня это будет бесить, а потом, когда все успокоятся, я включу песню из мультфильма «Паровозик из Ромашково», потому что не просто же так поезд остановился. Если вы никогда не смотрели, обязательно посмотрите этот мультик, он на самом деле для взрослых!
- Ты понимаешь, что достиг/достигла поставленной цели
Яна: Антiтела «Лови момент». Просто обожаю эту песню. Неизвестно, что будет завтра, поэтому надо проживать каждый момент рядом с близкими людьми. А цели по сравнению с этим не так уж важны. Хочется разделить все успехи и неудачи с любимым человеком.
Рома: В такой момент хочется выключить музыку и насладиться тишиной, чтобы привести мысли в порядок.
- Выиграл(а) крупное состояние
Яна: Нервы «Лампами», потому что деньги не так уж важны по сравнению с возможностью искренне себя выражать в песнях. «Люди прячутся за тем, кем они кажутся. Я не хочу, мне нечего скрывать. Я хочу играть». Именно эта песня стала знаковой для «Нервов».
Деньги никогда не помешают, они во многом облегчают жизнь, но есть гораздо более важные вещи. Думаю, я бы вложила львиную долю состояния в музыку.
Рома: Похоронный марш, потому что моя жизнь закончится в такой момент (хотя тоже неплохо, похоронный марш же Шопен написал!).
- Едешь в метро на концерт любимой группы
Яна: Даша Шульц «Метро». Люблю эту песню за лёгкость. В ней всё на своих местах. И сразу настроение поднимается.
Рома: 100% никакой музыки! Так вкус концерта будет ярче и сильнее!
- Понимаешь, что осталось жить 10 минут
Яна: ЛСП «Конец света», потому что «я выбрал тебя осознанно», чтобы конец света был не такой уж плохой новостью, если твои последние минуты ты проводишь рядом с тем или с теми, кого больше всего хочешь держать за руку в свой последний миг. Или Enter Shikari — «Dear future historians», потому что «когда я окунаюсь в твои глаза, мой разум взрывается». Если я и хочу с кем-то провести свои последние 10 минут жизни, то только с Ромой. Даже можно успеть написать новую песню для потомков, если всё же кто-то останется в живых и сможет её услышать. Хочется творить до самого конца.
Рома: Coldplay — «Everyday life» или Billie Eilish — «Everything I wanted».
- Чувствуешь себя самым счастливым/счастливой
Яна: Monatik «Сейчас». Как напоминание о том, чтобы «Жить каждый миг сейчас. Ярко».
Рома: Ed Sheeran — «Tenerife Sea» или Bring Me the Horizon — «Mother Tongue»
- Гуляешь по ночной Москве
Яна: Noize MC «Фары фуры». «Ночь ветром прохладным дезинфицирует душевные ссадины». «Словно ты губами утром бесшумно коснулась моего виска тихо лёжа рядом в кровати». Хочется, чтобы дома тебя ждал кто-то близкий, к которому ты всегда можешь прийти, даже если всё настолько плохо, что хочется выть и плакать.
Рома: Наша песня «Уязвимость», потому что именно гуляя по ночной Москве, написался припев «Мы не одинокие звёзды в этой вселенной»; не из наших — последнее, подо что я гулял по ночной Москве — это Machine Gun Kelly — «play this when i’m gone» и Wildways — «ПVРИЖ» и Olafur Arnalds — «Bottom line».
- Гуляешь по ночному Санкт-Петербургу
Яна: Alai Oli — «Васильевский бриз», а вообще многие их песни подходят по настроению к прогулкам по Петербургу. Мне сложно выбрать. Ещё люблю «ЧКППиПвМ». «Есть расстояния, я люблю каждый метр между нами. Сияние любви там, где нет слияния».
Рома: Нашу песню «Амелия», потому что когда мы впервые после одиннадцати лет в прошлом году были в Санкт-Петербурге, я слушал раз сорок эту композицию. Я сводил ее как раз в этот момент, и то, что это был Петербург, очень помогло понять, как она должна в итоге звучать. Поэтому да, «Амелия» живет в Петербурге.
Если не из наших, то Wildways — «Километры» («Карамельным закатом балтийских вод»).
- Дерёшься или выясняешь отношения с недоброжелателем
Яна: Что-то очень спокойное, чтобы быстрее успокоиться и снизить градус. Например, Sol Seppy — «Enter One». Хорошо приводит в чувства. И сильный текст. Всё, как я люблю.
Рома: You never walk alone (песня фанатов Ливерпуля).
- Пять минут до выхода на сцену
Рома и Яна одновременно: Гимн Лиги чемпионов конечно же!
Вопросы — Ольга Мельникова, Евгения Грибкова
Cпасибо Евгении Грибковой и группе While I’m Looking For Alaska за содействие в организации интервью!
Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!
Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube