Друзья, сегодня у нас на интервью абсолютно самобытный московский музыкальный коллектив Караван Джобаши /Jobasha’s Caravan.

Караван уже 15-й год бороздит необъятные просторы Музыки, открывая новые горизонты и берега, стили, жанры, времена и эпохи, от серф-панка до джаза и progressive fusion, прихватив с собой в дилижансе гитары, ритм, соло и бас, губные гармоники, саксофоны, фортепиано, скрипку, барабаны и конечно же дивный вокал, мужской и женский, для всевозможных авторских сочинений и вариаций-каверов на известные композиции.

Их творческая география необыкновенна и обширна: успев объездить весь Старый Свет и повидать Восток и, запечатлев их в своих песнях, на русском, английском, французском и японском языках, Караван отправляется дальше, оставаясь верным себе, своему неповторимому мироощущению, своей уникальной Вселенной, её образам и смыслам, и, кто знает, куда забредет он в следующий раз?!

группа Jobasha's Caravan, Роман Зимин - вокал, гитара и пр.
группа Jobasha’s Caravan, Роман Зимин — вокал, гитара и пр.

Когда и как впервые возникла идея названия группы?

Название группы отсылает на персонажа игры Morrowind. Мы не могли определиться с названием, потому что все варианты несли какой-то стереотип, присущий определённому жанру, а мы хотели попробовать всё и не желали закрываться названием от всего остального.

Поэтому мы представили нашу студию в роли эдакого магазинчика, на полках которого можно найти всё, что угодно: разные жанры, разные взгляды, из разных краёв и разных эпох. Ну а сами мы — как караван продавцов, путешественников или скоморохов, странствуем в поисках новой музыки и на потеху публике.

Кто стоял у самых истоков?

Группа появилась, когда мы ещё ходили в школу. Причём буквально: по пути в школу я часто встречал Вована (нашего первого басиста), которого знал по музыкальной школе, где мы раньше играли на скрипках в оркестре. Теперь же он шёл в одну школу, а я — в другую. Каждый день мы просто здоровались и шли дальше, пока однажды я внезапно не предложил ему создать группу. Оказалось, он тоже как раз подумывал об этом. Далее приходили ещё несколько знакомых, с которыми мы пробовали как-то сыграться, но днём основания Каравана Джобаши считается первая репетиция с Мэттом. Он учился в параллельном классе Вована. С его появлением сразу стало понятно, что мы — хоть и неумелые новички, но всё же музыкальная группа.

Какая первая песня прозвучала в вашем исполнении? Как она называется?

Как сказал Элис Купер, если вы хотите научиться играть музыку, то не стесняйтесь подражать своим кумирам. Первая песня в нашем исполнении однозначно была кавером. Не уверен точно, но скорее всего это была тема из Дума 3. Также среди первых песен нашего репертуара были Enter Sandman, Immigrant Song, Man Who Sold The World, Another Brick In The Wall и Man of Mystery. Участники предлагали разные песни для каверизации, которые им нравились, и мы все вместе старались их сыграть.

Что касается авторских песен, то первой записанной нами собственной песней является Диалог В Очереди Пенсионного Фонда. В ней были сходу применены весьма смелые приёмы, да и сама музыка довольно сложна, так что получилось весьма достойно для первого раза.

группа Jobasha's Caravan, Матвей Боярчук (Мэтт) - гитара
группа Jobasha’s Caravan, Матвей Боярчук (Мэтт) — гитара

Музыку каких жанров, стилей и направлений вы наиболее охотно исполняете?

Не могу сказать однозначно. Тем более, за всех участников. У всех свои предпочтения, да и те порой меняются с годами. Полагаю, приятнее всего тот факт, что, несмотря на все возможные различия во вкусах, мы умудряемся договориться и что-то сыграть вместе.

Лично у меня есть определённые элементы, которые я просто обожаю исполнять, но даже их трудно вместить в определённое направление. Поэтому на вопрос, в каком жанре играет наша группа, я чаще всего отвечаю progressive fusion. Это ни к чему не обязывает.

Есть ли какие либо музыканты и/или коллективы, на которых вы ориентируетесь в своём творчестве и/или которые оказали влияние (по вашему мнению)?

То же самое и касательно музыкантов, оказавших на нас влияние. У всех нас свои собственные кумиры и это отлично. Разные наши песни черпали вдохновение из разных источников. В некоторых моментах это чётко заметно и абсолютно намеренно, а некоторые проникли бессознательно и даже я сам замечаю определённое влияние лишь годы спустя. Это касается и написания песен, и манеры исполнения. Многие знаменитые музыканты прославились полностью провальным подражанием своих кумиров, но это подражание оказалось успешнее самого первоисточника.

Какие инструменты уже звучали в составе JOBASHA’S CARAVAN и какие ещё вам самим хочется слышать, как хотелось бы разнообразить звучание?

Я увлекаюсь коллекционированием музыкальных инструментов. Сейчас в нашей студии хранится барабанная установка, фо-но, синтезатор, баян, 2 саксофона, штук пять губных гармошек, пара блокфлейт, несколько скрипок, различная перкуссия вроде бубна, шейкеров или джембе, а также 6 гитар. Большинство этих инструментов сменили несколько владельцев прежде, чем попасть к нам. Люблю, когда у инструмента есть своя история, даже если сам её не знаю. К примеру, я нашёл детскую виолончель на улице под дождём. Плохо держит строй, но звучит хорошо и выглядит отлично.

Мне интересны все инструменты, и мы регулярно стараемся употребить как можно больше возможностей в наших записях и выступлениях. Конечно, любой инструмент не так просто освоить, да и практических ограничений уйма, но это не мешает нам пытаться и экспериментировать. Результат стоит риска.

Более того, за годы группы нам довелось поработать со многими интересными и очень разными музыкантами. Каждый новый инструмент, каждая новая манера исполнения и новый подход — это глоток незнакомого ранее свежего воздуха, новые горизонты, искра для фантазии, опыт, да и просто удовлетворение любопытства. Кто-то, наверное, скажет, что новым инструментом можно нарушить хрупкий баланс группы, но я этого не боюсь. Баланс должен быть крепким, а новые люди и звуки — только его усиливать.

группа Jobasha's Caravan, Роман Зимин - вокал, гитара и пр.
группа Jobasha’s Caravan, Роман Зимин — вокал, гитара и пр.

Где и в чем черпаете идеи и как обретаете вдохновение для создания песен и композиций?

Очень многие идеи для наших песен произошли от определённых случаев из жизни. Порой это описание человеческого состояния, а порой действительно обособленная мысль или даже концепция, на тему которой было приятно размышлять.

Иногда получается причудливое переплетение, казалось бы, несовместимых идей, а иногда рождаются по-настоящему «герметичные», короткие и чёткие произведения. И не знаешь, что внезапно вдохновит на абсолютно новый трек, а где случайно найдёшь последний недостающий кусочек для песни, которую не можешь дописать уже третий год.

Ведёте ли вы активную студийную работу?

Студийная работа всегда ведётся, но степень её активности весьма относительна. В конце концов, мы полностью DIY-группа, а сведение трека требует значительно больше человеко-часов, чем его написание или запись. Все наши треки сделаны исключительно руками самих авторов, и последние релизы наглядно демонстрируют, что развитие не стоит на месте. Но где предел совершенству?

Продумываете ли заранее сценарии для своих концертных выступлений и почему?

Конечно, продумываем. Любой концерт имеет, как минимум, сет-лист, не так ли? Иногда я готовлю небольшие наброски для речи между песнями, а иногда «следую за течением». Хотелось бы делать значительно более сложные и артистичные программы выступлений, но, если честно, для многих идей нам просто не хватает площади сцены.

К тому же, большая часть сценариев для наших концертов всё равно диктуется сугубо практичностью. У нас довольно много оборудования, с которым мы любим помудрить. К тому же, мы играем разные песни на разном строе, а иногда вообще надо перехватить один инструмент вместо другого. Всё это нужно учитывать, чтобы задержки между песнями не занимали у нас по полчаса. Бывало несколько концертов, где даже пришлось чертить карту сцены со стрелочками наших перемещений просто для того, чтобы концерт был технически осуществим. Да, мы настоящий кошмар для концертных звукорежиссёров.

Нравится ли вам снимать видео на ваши песни и композиции?

В университетские годы мы просто обожали снимать клипы-пародии на различные каверы. Уровень качества оставлял желать лучшего, но зато это было чистое веселье. К тому же, очень доступное — бюджет наших клипов не превышал нескольких сотен рублей. Это было что-то вроде любительского театра или даже перформанса, когда мы шокировали своими съёмками прохожих. Теперь уже стесняемся так дурачиться. Переключились на монтаж концертных видео. Но может когда-нибудь у клипов Джобаши будет второе рождение.

группа Jobasha's Caravan, Роман Зимин - вокал, гитара и пр.
группа Jobasha’s Caravan, Роман Зимин — вокал, гитара и пр.

Где и на каких ресурсах и площадках вас можно увидеть и услышать?

Контакт и ютуб — вот и все наши площадки.
А ещё есть инстаграм: @JobashasCaravan. Но я его боюсь. Я вообще динозавр, который до сих пор хранит любимые альбомы на дисках. В общем, жизнь в андеграунде нелегка.

В начале вашего концерта 2 марта прозвучало стихотворение о Лондоне, тем самым погрузив публику в сумрачную завораживающую атмосферу полного злодеяний и пороков города. Что это был за стих и почему именно к нему вы обратились, начиная концерт?

Это стихотворение — часть кавера на «Добрые Люди» КиШа, который мы исполняли. Куда поставить открывающую композицию, как не в начало концерта? Всё очень просто)
Ваня обожает эту «зондер-оперу». И правда хорошая штука, хотелось бы самим сделать что-то в подобном формате.

Как вы выбираете репертуар к концерту?

Репертуар на концерт выбираем так же, как на репы. И так же, как решаем, что из концертных видео выкладывать — голосованием. Иногда какая-то песня уже достаточно долго зрела на репетициях, чтобы явиться миру и все рвутся её наконец-то исполнить, а иногда всплывает и давно забытая ностальгия. Но не подумайте, что у нас на концертах бездумная разношёрстная солянка. Мы всё же много обсуждаем, что с чем хорошо сочетается, какое настроение будет у данной площадки и какая публика ожидается. Может, узконаправленного ценителя жанров мы всё равно напугаем, но всё же приятно видеть, что современная публика в большинстве своём весьма искушённая и ценит сбалансированную музыкальную диету.

Вы исполняете песни на разных языках и каверы групп из разных географических регионов мира. В какие страны и уголки вселенной вы уже успели совершить музыкальные путешествия?

Музыкальные наши путешествия всё ещё смехотворно скудны. Хотелось бы больше. Столько всего интересного не попробовали. По сухой статистике фаворитами среди наших каверов являются США, Великобритания, Россия и Германия соответственно. Во многом, наверно, потому, что в выбранных нами треках уже есть довольно большое смешение культур и звучаний. Некоторые группы уже сами по себе являются, так сказать, «гражданами мира». Тем более, отдельные композиторы.

Ну а лично от себя отмечу, что мне очень нравится исполнять музыку Ямайки или петь на французском, хотя всё моё знание французского ограничивается именно текстами этих песен.

Расскажите про вашу необычную песню на японском языке, как она появилась?

美しいアパシー - мой своеобразный выпускной экзамен. Я написал её на последнем курсе университета. Хотелось получить какую-то веху помимо дипломной работы. В тексте даже есть ряд выражений и грамматических конструкций, которые я тогда учил на экзамены.

В первую очередь, песня вдохновлена разговором в вышеуказанном университете. Одна из учениц соседнего курса сказала, что поёт в своей группе исключительно на японском, потому что «английский язык нынче слишком приелся». Это стало первой строчкой текста. Отчасти, я там защищаю английский язык посредством японского.

JOBASHA'S CARAVAN от серф-панка до джаза и progressive fusion

Но основная тема песни — это иронические «взаимоотношения тайного романа» с определённым состоянием усталости после депрессии, когда сил просто не осталось и взамен приходит апатичность, дающая на минутку вздохнуть и насладиться красотой момента.

Манера текста немного вдохновлена песней Plug In Baby, так что я даже осмелился чуточку объектифицировать «заглавного персонажа», поместив на обложку сингла свой Лес Пол. Эта гитара, как раз из Японии, а вокруг неё разложен набор предметов с личными символическими значениями. К примеру, карточки с кандзи — это мой персональный немезис всего курса обучения в универе. Дизайн примерно повторяет знаменитую обложку Элвиса, но в стереотипном оформлении японских изданий альбомов. (А ещё «апаси» звучит как хаджитское имя. Маленькая отсылка на название группы)

На концерте 2 марта в клубе «Город» в составе инструментов прозвучал саксофон, сейчас его не часто можно слышать среди выступающих групп. Это был ваш дебют, или вы уже ранее выступали с саксофоном?

Это было моё первое полноценное выступление на саксофоне. Я уже записывал сакс для студиек (на омлете и в стрит нуаре саксофон мой) и даже не очень удачно сыграл одну песенку на небольшом концерте в парке, но более-менее достойная программа собралась именно сейчас. Однако в группе бывали духовики и до меня. Мы играли концерты и с саксофонами, и даже с гобоем.

Слева направо: Иван Лукашов (ударные), Роман Зимин (вокал, гитара, другие инструменты), Антон Сысоев (бас — гитара)

Какие творческие замыслы вы хотите воплотить в жизнь и на какие музыкальные эксперименты вы готовы решиться?

К счастью, в жизни большинства людей найдутся какие-то планы и замыслы. Некоторые очень приземлённые, а некоторые совсем невероятные. Нам весьма просто решиться на музыкальные эксперименты. Так сказать, лови волну, следуй чутью, ну и так далее. Времена меняются и мы меняемся вместе с ними.

К примеру, сейчас мы ищем всех интересующихся дарк-джазом и нуарными саундтреками. Если найдём друзей по интересу (неважно на каких инструментах), то хотим составить программу из каверов на Morphine, Sin City, Bohren и всего в подобной стилистике. Может быть и авторское придумаем. Как знать.


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube