Музыкант S_TN создает музыку на игровой системе Game Boy.

В этом году он выпустил сразу два релиза прямо на картриджах: альбом «Мир» и EP Hello World, с которым он участвует в тематическом конкурсе GB COMPO 2021.

В отличие от многих коллег по чиптюн-сцене, S_TN не ограничивается игровой эстетикой и совмещает её с окружающей действительностью. Например, альбом «Мир» посвящён российской космонавтике, в треках с этого релиза можно услышать живую речь, а его обложку украшает притягательный пейзаж спального района с «панельками» и куполами, на фоне которого мальчишка и котик любуются взмывающей в воздух ракетой.

В этом интервью S_TN не только рассказывает о своём творчестве, но и детально раскрывает секреты создания 8-битной и чиптюн-музыки. Также специально для нас он записал видео, где демонстрирует, как выглядит прослушивание его альбома на Game Boy.

проект S_TN, интервью

ПУТЬ ОТ ДИДЖЕЯ ДО ЧИПТЮНЩИКА

Как правильно произносится название твоего проекта и что оно означает?

 С этого года проект называется S_TN, читается как «Стэн» или «ЭС ТИ ЭН» — кому как удобнее. Но название проекта не раз менялось. Сначала оно выглядело как Stress_TN, где TN — это Terrible Noise — «отвратительный шум». Но буду честным, не очень-то я любил ник STRESS, который взял ещё в пору моей диджейской деятельности, да и стресса было полно во время пандемии. Поэтому в какой-то момент мне захотелось от этого избавиться. Провел голосование в моей группе VK и выбрал новый ник, S_TN. Надолго ли — поживём, увидим.

Что привело тебя в 8-бит? Как ты начал музыкальную карьеру?

Всё началось со школы. В родном Таганроге у меня было два пути: спиваться и попадать в дурные истории с ребятами со двора, либо затусить с ребятами постарше из студенческого городка. Решил пойти по второму.

Город маленький, но все же есть пара институтов, которые очень ценят в России и за рубежом, где учатся студенты со всех уголков страны. Поэтому студгородок — прекрасная площадка для знакомства с альтернативной молодёжной культурой. Там я узнал об андеграундных тусовках Таганрога. Попал на один из ивентов в 2003-м и понял, что моя жизнь не будет прежней. Здесь я открыл столько всего нового: Jungle, Psy-trance, Schranz, IDM.

Тогда вообще была мода на диджеев, я тоже хотел в этом участвовать. Начались первые потуги в диджеинге. Тусовка у нас уже была, знакомые DJ тоже, оставалось понять, в каком жанре развиваться и как назваться. Школьные годы, логики особо никакой, только стремление играть агрессивную музыку. Так что путем перебора букв своего имени — Станислав — я и выбрал сценическое имя DJ STRESS.

Выбрать имя было не особо сложно, но нужно было ещё найти свой стиль, чтобы выделиться. На одном из мероприятий меня впечатлил трек Huoratron — Hoedown, где звучали до боли знакомые звуки детства — как на приставке Dendy. Но этот трек не был похож на добрую мелодию из игры, он был злой и очень качёвый. Тогда я понял, что звук игровой приставки может круто сочетаться c электронной музыкой. Я начал рыть в этом направлении, искать контент для сетов. Как оказалось, танцевальной музыки с вкраплениями чиптюна тогда было очень мало. Эта сцена только начинала развиваться, и помимо артистов лейбла 8bitpeoples найти что-то стоящее было сложно.

С хорошим другом, который и привёл меня в эту тусовку, мы решили писать такого рода музыку и создали проект 8bit brothers. Благо в Сети было полно бесплатных VST-инструментов, эмулирующих звуки приставок и ретро-компьютеров. Мы написали много каверов и оригинальных треков, были даже гастроли по городам РФ и Украины. Какого-то успеха мы добились, но проект решили приостановить на неопределённый срок. Тогда у меня началась сольная карьера.

Интервью с S_TN

Ещё у нас была, да и всё ещё есть классная тусовка из Ростовской и Краснодарской областей, благодаря энтузиастам-меломанам из которой во многом и живёт наш местный андеграунд. Одним из таких людей является DJ VADZ. Он познакомил меня с творчеством Huoratron, Роба Хаббарда, Энтони Ротера, что было хорошим стартом.

Ну и в целом, к этой музыке меня привела ностальгия по беззаботным временам, когда эта музыка была неотъемлемой эмоциональной составляющей любой игры. Когда весьма ограниченная платформа могла передать и страх, и радость в полной мере.

Как ты перешел от диджеинга к железу и собственному сочинению? Почему решился на это?

Наверное, у каждого музыканта наступает момент, когда ему хочется извлекать звук с железа, а не с «компуктера». В чиптюне все то же самое. Музыканты покупают приставки, модифицируют или паяют периферию, чтобы подключаться к профессиональному звуковому оборудованию и управлять любым параметром чипа, раскрывать весь его потенциал.

В 2008 году я был бедным студентом, но потратил немыслимые $5 на музыкальный софт для Game Boy — Little Sound DJ (LSDJ), и моё творчество заиграло другими красками. Раньше я не отказывал себе в куче семплов, плагинов эффектов, но теперь я попал в чёткие рамки, за которые нельзя выйти. Всё что было в моем арсенале — 4-голосная полифония «Гейм Боя». И теперь я отвечал за каждый звук.

Как раз тогда я поменял псевдоним. Оригинальный звук игровой приставки невозможно слушать долго, он может сильно раздражать. Поэтому я взял имя, которое хорошо отражало всё, что я делаю — Stress_TN. С тех пор я начал мучать всех своим чиптюном.

Когда вы впервые записали чиптюн-трек в рамках 8Bit Brothers? И что с проектом сейчас?

Наш первый EP вышел в 2008-м, назывался Level Complete. Но это нельзя назвать чиптюном. В 8-бит-сообществе свои бзики, и, если музыкант использует эмулированный звук чипа, или просто семплы чипа, такие композиции принято называть фейкбитом, а не чиптюном.

Под словом “Чиптюн” предполагается музыка с устройства, имеющего на борту аудиочип, который может синтезировать звук в реальном времени. Короче, нужна программа, которая бы взаимодействовала с железом,  раскрывала потенциал звукового чипа, ну и была поддержка синхронизации со студийным оборудованием.

В рамках 8bit brothers мы ни разу не использовали реальный звук чипа, всё было написано на цифровых VST-инструментах с использованием семплов.

Крайний альбом 8bit Brothers — Burning Pixels — вышел в 2010-м, и в том же году началась моя сольная карьера как Stress_TN, и это уже был реальный звук «Гейм Боя», это был настоящий чиптюн.

проект S_TN, интервью

КОНТЕКСТ: ВОСЬМИБИТНАЯ СЦЕНА В РФ «НУЛЕВЫХ» И «ДЕСЯТЫХ»

Из российских музыкантов восьмибитной сцены тех времён я знаю только Uoki-Toki. Можно ли назвать его и ваш проект первопроходцами этой музыки в РФ? Какие ещё имена соотечественников тебе известны из той эпохи?

Когда я только начинал, на русской сцене уже были известны Uoki-Toki, 777-minus-111, Kosmopop, Kola Kid — простите, если кого забыл. В 2000-х ребята из Children of DOS сыграли немаловажную роль в становлении восьмибитной сцены России и СНГ. Вот этих ребят вполне можно назвать первопроходцами альтернативного чиптюна. Это был своеобразный ответ зарубежному лейблу 8bitpeoples.

До них в России развилась демосцена — и она существует до сих пор. У них можно посмотреть демки и услышать треки с ретро-компов: ZX-spectrum, Сommodore, Amiga, Atari.

Я, скорее, попал во вторую волну, когда предыдущая угасала. Ребята донесли, что детская игрушка или запылившийся комп могут быть мощными музыкальными инструментами. Старьё, на котором создаётся музыка любого жанра, со своим уникальным звучанием.

Были ли у вас тогда коллаборации с коллегами по восьмибитной сцене?

Так как исполнителей данного жанра всегда можно было пересчитать по пальцам, мы старались держаться вместе — чиптюн объединяет. Здоровая конкуренция никому никогда не мешала, плюс всегда можно было поделиться опытом, получить критику со стороны. Всё-таки это была не коммерческая музыка, а гик-хобби.

В 2010 году родился лейбл BleepLove под управлением VRUMZSSSR. На нём вышло несколько совместных релизов и сборников с моим участием. Были коллабы и на других площадках: 8081, Bitmasters, Lowtoy, Breakcoreyourself, COUCOU. Но не все эти лейблы дожили до наших дней. До появления стриминговых сервисов был пик Net-лейблов и всегда можно было подобрать площадку для своего уровня творчества.

На форумах 8 bit collective и Сhipmusic.org периодически появлялись интересные предложения заколлабить. Например, для сборника ремиксов The Prodigy — Emulator Punks!! мы как 8bit brothers записали кавер на Girls. Я поучаствовал в сборнике The Chip Tribute To Aphex Twin с ремиксом Come to Daddy.

МИРУ — «МИР»: НОВЫЙ АЛЬБОМ КАК СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ

Перейдём к твоему новому альбому «Мир». Он, на мой взгляд, во многом нестандартный для чиптюна и 8-бит. Например, потому что в некоторых треках там звучат голоса. Кстати, голоса были записаны отдельно и наложены на музыкальную дорожку или тоже прошли какое-то преобразование, «чиптюнизацию»?

Голос прошёл «чиптюнизацию», можно и так сказать. Есть способ добавить в LSDJ свои семплы. Если простыми словами, мы берём голос, режем на маленькие кусочки, ускоряем его в два раза, делаем громче в три раза, максимально портим его качество и закидываем на картридж. Обычно на это дело уходит много времени вполне достаточно, чтобы забросить на полпути. Но на тот момент у меня в голове уже была примерная картина того, что должно получиться, так что этот этап прошёл быстро и безболезненно.

Обложка калькирована с конкретного фото, или это собирательный образ?

Собирательный образ. Изначально у меня была другая идея, но она немного диссонировала с концепцией альбома. Моя жена Катя тогда мне очень помогла. Она уже была знакома с материалом, и когда услышала все мои хотелки, за вечер набросала десяток эскизов, один из них в итоге и стал обложкой. На ней вы видите маленького беззащитного ребенка. Мы с Катей старались отобразить городской колорит глазами ребенка. Показать, что во всём есть свои плюсы. И что добиться высот можно, несмотря ни на что.

проект S_TN, интервью

Вообще альбом получился семейным проектом. На обложке мой 5-летний сын. Мы как-то сидели с ним и просто болтали о мире вокруг нас, отрывки из этого разговора можно услышать в некоторых композициях. В треке Promise, когда идет отсчёт перед взлётом ракеты, вы слышите голос Кати. Она сделала не только обложку альбома, но и серию пиксель-арт анимации к нему: смогла графически изобразить и дополнить всё, что я пытался передать звуком. Так что мы решили создать интерактивную страничку, на которой можно настроить звук под себя и полюбоваться всей анимацией: s-tn.space/mup Немного артов попало в клип-превью альбома.

Клип-превью появился на YouTube 12 апреля, в День космонавтики…

Да. Я хотел выпустить ко Дню космонавтики сразу картридж с альбомом и с пиксель-артами, но что-то пошло не так. Мы не успевали его закончить, встроить арты. Тогда я обратился к своему товарищу Qwakadore, который занимается 3D-анимацией. В планах было сделать тизер альбома на несколько секунд, но нас так сильно увлёк рабочий процесс, что меньше, чем за месяц мы нарисовали полноценный клип:

Как так произошло, что в альбоме нашлось место социальному подтексту? Трек про освящение ракеты Holy Rocket может показаться даже сатирой. Если я правильно понимаю, он совсем не о том космосе, известном нам с детства и о котором говорится в пресс-релизе к альбому.

Социальный подтекст есть, но он точно не сатирический. Сатира предполагает насмешку над тем или иным явлением, а здесь этого нет.

На Байконуре существует практика — освящать ракеты перед полетом. Если пройтись по всем композициям и ознакомиться с анимационными работами, выстраивается сюжет о пилоте космического корабля, которому предстоит невероятно сложное приключение — возможно, это путешествие в один конец. Он сделал выбор, который теперь приводит его в ужас, не даёт покоя. И всё, что ему остается, — это верить.

В Holy Rocket переданы переживания, которые может испытать каждый после принятия судьбоносного решения. В данном случае — это эксперимент, где сочетаются наука с религией, героизм со страхом и колокольный звон с чиптюном.

То есть это не насмешка, а констатация факта: освящение — неотъемлемая часть современного полёта, а стало быть и сюжета?

Да. Это часть нашей культуры, истории и характера. Я лишь передал эмоции, которые дополняют сюжетную линию. Каждый воспринимает композицию по-своему.

Но у тебя прямо на обложке: вроде бы вапорвейв пейзаж, а если приглядеться — там вместо привычного условного фэнтезийого Майами видны «панельки» и купола православного храма в настоящем российском спальном районе, а главный герой сидит на трубе теплотрассы, которая очень живо, детально прорисована. Это можно расценивать как высказывание о том, в каком виде пребывает сегодня наша космическая сверхдержава, или так совпало, что тебе просто понравился этот рисунок?

Такого рода пейзаж можно найти в любом уголке постсоветского пространства. За последние 5 лет я натыкался на подобные картины в Чехии, Германии, Латвии.

Можно сказать, что это картинка из моего детства. Ностальгия по тому времени, когда мы лазили по гаражам, ели шелковку и играли в квадраты. Как я уже говорил, это собирательный образ. Образ прошлого, которое не сильно-то отличается от настоящего, но с мечтательным взглядом в будущее.

Вообще, как мне кажется, это редкость, когда 8-битный артист совмещает игровую эстетику с действительностью. Насколько тебе важно обращаться к действительности в творчестве? Планируешь ли ты использовать этот приём в будущем?

В детстве мне больше всего нравились мультфильмы, где играл живой оркестр. В музыкальной школе мне объяснили, что секрет хорошей композиции не только в хорошей мелодии, но и в том, как она сыграна. Поэтому я стараюсь обращаться ко всем возможным эмоциональным ресурсам, чтобы создать образ и передать его в своих работах максимально правдоподобно, близко к действительности.

проект S_TN, интервью

ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКИ…

Как тебе удалось выпустить альбом на картридже для «Гейм Боя»? Как вообще можно записать музыку на картридже игровой системы?

Разработчик LSDJ-трекера выпустил утилиту lsdpack с открытым исходным кодом. С ней можно перегонять все написанные треки в самодостаточную игру (ROM). Тогда я решил выпустить альбом на физическом носителе: у кого альбом на кассете, у кого на виниле, а у меня будет на картридже.

LSDJ — одна из самых популярных программ, чтобы писать музыку на «Гейм Бое». Такие программы взаимодействуют с железом и раскрывают потенциал звукового чипа, синхронизируют его со студийным оборудованием. Этот музыкальный софт записан на картридже, как и игры для этой игровой системы. Прогресс тоже сохраняется на картридж, а звук снимается с консоли через стандартные или перепаянные разъёмы.

Я предпочитаю LSDJ — в мои студенческие годы его пришлось покупать, а сейчас его можно скачать бесплатно и закинуть на флеш-картридж, либо запустить на эмуляторе. Но есть и другая программа — Nanoloop. Это своего рода грувбокс, его нельзя скачать и запустить в эмуляторе. Распространяется только на картриджах. Он популярен в нашей тусовке, на нем записан альбом RUSNANO группы Russian Chiptune Mafia — советую послушать.

Какие сложности возникли, пока готовил «Мир»? Какой был тираж?

Изначально я планировал использовать пиксель-арт работы Кати к альбому, но девелопер, который обещал помочь, чудесным образом испарился, и всё пришлось делать самим. Было много проб и ошибок, но всё же тестовый проект получилось собрать и запустить на реальном Game Boy. Оставалось найти картриджи-доноры, куда можно было бы перенести проект. Благо на «Али Экспрессе» такого добра навалом. Заказал 50 экземпляров, только половина из них подошла по объёму памяти. Если честно, я не был уверен, что это вообще кому-нибудь будет интересно, всё-таки сейчас 2021 год. Поэтому летом я привёз в Россию всего 13 копий на вечеринку, где играл. На моё удивление, они разлетелись как горячие пирожки.

проект S_TN, интервью

Каждый картридж со своим альбомом ты программировал вручную или это путём прошивки записывалось?

Можно сказать, что я сделал образ игры и записал его на каждый картридж-болванку с помощью специального программатора — как раньше диски с играми записывались.

Вообще навыки, приобретённые в процессе распайки «Геймбоев» под музыкальное оборудование и тому подобные занятия как-то пригодились тебе в жизни?

По мелочи: с ребенком пару раз ночники делали, ну и, если нужно что-то из домашней техники починить. Зато в музыкальной сфере до сих пор пригождается. Бывает, проще самому что-нибудь спаять, чем купить за дорого.

проект S_TN, интервью
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

БЛИЦ ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Твоё пребывание за границей связано с музыкой? Ты выступаешь там на вечеринках?

Я работаю веб-разработчиком в Риге, а музыкой занимаюсь ради удовольствия, в свободное время. Для меня это своего рода медитация, а не источник заработка.

До того, как заблокировали Linkedin, я успел получить приглашение на собеседование в Латвийскую IT-компанию. Мы с женой всё обсудили и, когда я получил оффер, решили переехать.

До пандемии я успел дать пару концертов в Прибалтике. К сожалению, чиптюн здесь, как и везде — непопулярный жанр. Да и из-за ограничений организовать там сейчас выступление сложно — на удивление, в России с этим полегче.

Всё твоё музыкальное творчество крутится около чиптюна, или есть ещё какие-то проекты?

Проект один, и все крутится вокруг тех инструментов, что у меня в наличии: Game Boy и Commоdore. Да, это чиптюн, но это не только «мелодии из Марио». Звук можно накрутить так, что никто даже не поймет, что его издаёт игровая приставка.

Но я пишу не только 8bit. Год назад мне в руки попал необычный инструмент М8. Это мощный трекер, внешне похожий на LSDJ, с достаточным количеством бит. Мне было интересно, на что он способен. И так как у этого синта практически нет ограничений, я решил поставить их сам: написать один лонгплей-проект, пока не закончатся ячейки памяти, при этом использовать только встроенные инструменты и отказаться от семплов.

Писал ли ты когда-нибудь саундтреки к настоящим играм?

Лет 10 назад я наткнулся на форум где небольшая инди-команда Kintogames искала 8-бит музыку для своего проекта. Набросал им пару скетчей и звуковых эффектов для левела с боссом, и меня без вопросов взяли в команду. С тех пор мы выпустили 5 мелких игрушек.

Так как проекты небольшие, выпускаются редко и подобного контента достаточно много — заработок от этого небольшой. Но для меня такой вид работы, скорее, является хорошим творческим стимулом, нежели источником дохода. Геймдев — это место, где можно развернуться в любимом жанре, сделать что-то по-настоящему крутое. Так что я всегда открыт новым предложениям.

Каковы твои музыкальные предпочтения, помимо чиптюна?

Люблю, чтобы фоном играла атмосферная музыка: Lounge, Liquid Funk. Из концертных выступлений предпочитаю те, где видно, что и как делают музыканты: Mujuce, Apparat, Igorr. Если настроен оторваться по полной, выберу что-нибудь пожёстче: Jungle, Hard Techno, Breakcore, Trash Electro.

Был ли у тебя музыкальный опыт до того, как ты стал играть восьмибитную музыку?

Музыкальная школа дала азы. В средней школе открыл для себя Cubase и FL, писал какие-то демки, но ничего серьезного.

Многие, например, приходят в экспериментальную электронику из тяжёлых гитарных стилей — как думаешь, с чем это связано?

Электроника точна. Когда играешь живьём, не всегда получается держать ритм, резко перебирать аккорды, параллельно накладывать эффекты или управлять светом. Электроника может заменить часть группы. Не приходится переживать, что басист напьётся, а вокалист потеряет голос перед концертом. И если ты один, репетиционную точку можно не снимать.

проект S_TN, интервью

Уже знаешь, каким будет следующий за «Миром» релиз? Есть ли концепт, наброски и т.д.?

У меня буквально только что вышел свежий материал, с которым я участвую в номинации «Лучший музыкальный картридж» конкурса GB COMPO 2021. Он уже в открытом доступе, называется Hello World.  Там одна моя композиция и ремиксы на коллег по цеху Feonao, Pixelbob и латвийских фолк-металлистов Varang Nord.


Интервьюер – Роман Кадулин
Редактор – Софья Александрова


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube